«Хороший мальчик»: Run Boy Run

Мария Ремига,

Хороший мальчик
Режиссер: Оксана Карас
В главных ролях: Семен Трескунов, Константин Хабенский, Михаил Ефремов, Александр Паль, Анастасия Богатырева, Василий Буткевич
Дата премьеры в РФ: 10 ноября

Коля Смирнов (Семен Трескунов) — самый обычный, на первый взгляд, мальчик, который занимается всей положенной растущему организму ерундой: шатается без дела по улицам, обсуждает с другом (Василий Буткевич) поджог школы и пытается добиться расположения самой заносчивой девочки в классе. Но кое-чем Коля все же от своих сверстников отличается. Во-первых, он знает, кто такая Йоко Оно, а во-вторых, он всегда угадывает, что выпадет — орел или решка.

Природное везение компенсируется огромным количеством нелепых событий и личностей на единицу жизни. Одна семья чего стоит: папа — бывший спортсмен, фармацевт-самоучка (Константин Хабенский), заставляющий домочадцев избирательно не спать по ночам; мать-невротичка (Ирина Денисова) с театральными манерами и брат с замашками трагического качка.

Вне семьи с интересными личностями тоже полный порядок: директор школы (Михаил Ефремов) любит ненароком промотать всю квартиру в казино; потенциальная пассия Коли Ксюша (Анастасия Богатырева) — мало того, что дочь директора, так еще и гуляет с местным хулиганом; учительница английского (Иева Андреевайте) на дополнительных занятиях случайно включает Коле фильм «9 1/2 недель», а учитель информатики (Александр Паль), кажется, забыл половину алфавита и потому почти никогда не разговаривает.

Общение со всеми этими достойными людьми и непоколебимая вера в то, что на задницу обязательно надо навлекать приключения, постоянно приводит Колю к самым странным ситуациям. С гордо поднятой головой выдерживая бремя страстей человеческих, мальчик думает, что все понимает, но, разумеется, не понимает ни черта, как, собственно, и все остальные мальчишки и девчонки, а также их родители. Известно, что дети на самом деле в разы мудрее взрослых, но «Хороший мальчик», по большому счету, уравнивает маленьких и больших, напоминая нам, что старости нет — есть только усталость.

Об этом отчасти был и предыдущий фильм по сценарию Михаила Местецкого «Тряпичный союз», только там реальность проверяла героев на прочность огнем, водой и медными трубами, а в «Хорошем мальчике» она скорее подстраивается под персонажей, но лишь для того, чтобы в самый неожиданный момент резко выбить из колеи. Понятно, что в итоге все будет хорошо, но так же и понятно, что на финальном торжественном выходе (практически в духе Джона Хьюза) всех героев на школьную площадку история не заканчивается. Где-то за кадром всем обязательно придется когда-нибудь повзрослеть, вопрос в том, как долго можно отодвигать этот момент. А пока, а пока, можно валять дурака. Не зря же рабочее название фильма — «Как я проспал все на свете».

Еще по давней, гомерически смешной короткометражке «Ноги – атавизм» было заметно, как ловко Местецкому удается сочетать абсурд и свет, идиотское и серьезное. Чувства и чувствительность же фильму явно достались от режиссера Оксаны Карас, и иногда она случайно превращает картину в дневник эмоций, разрисованный фломастерами, что неизбежно отбрасывает ленту к кисельным берегам. Впрочем, это не смертельно: жанровую кашу маслом не испортишь, к тому же от героев так искрит, что в принципе уже все равно, комедия это или все-таки мелодрама.

Актеры, судя по лицам, давно так не веселились. Хабенский тут и вовсе играет одну из своих лучших ролей, а в Ефремова будто заложили отряд тротила; все молодые актеры тоже отличные, особенно Буткевич с его непроницаемыми интонациями. Впрочем, убирает всех по итогам самый тихий персонаж — учитель информатики в исполнении Александра Паля, у которого реплик тридцать от силы, но радости от них на миллион. Вообще, это довольно редкое счастье видеть, как молодой талантливый актер с блеском вырывается из привычного амплуа.

«Хорошего мальчика» так и подмывает провести по ведомству «кино не отсюда» и да, он действительно немножко не отсюда — в нем даже Москва красиво снята. Однако желание подстелить себе соломку из традиций советского кино, пусть даже и лучших, играет с лентой недобрую шутку. Да, ей не откажешь в обаянии, но, даже когда предпринимаются попытки говорить о нашем времени довольно точные вещи, она все равно так и норовит развернуться назад и спрятаться в счастливом детстве. Впрочем, как и мы все.

Мария Ремига