«Родина»: Мне голос был. Он звал утешно


У Игоря диагностировали рак, и ему осталось жить 2 месяца. Он хочет провести их со своей дочерью Евой, на которую у него никогда не хватало времени из-за постоянной занятости на работе. Он забирает дочь из колледжа в Англии, и в самолете между ними разгорается ссора. В пылу обиды отец приказывает немедленно посадить самолет в неизвестной местности и выгоняет дочь со словами «freedom, Ева, freedom». Спустя пару минут Игорь осознает свою глупость и отправляется на поиски дочери. Неизвестная местность оказывается Индией, и, более того, там проживает целая диаспора русских: кто-то переехал намеренно, у кого-то так сложились обстоятельства. На протяжении фильма мы будем наблюдать, как менялись их характеры и куда сворачивали судьбы.

В современных условиях, сложившихся в нашей стране, слово «Родина» стало историзмом, понятием, существующим только на страницах букваря. Петр Буслов взялся за актуальную тему миграции русских и их морального отказа от кровного дома. Режиссер попытался разобраться, что же для них, да и для нас с вами, значит Родина.

Фильм смотреть неприятно, моментами даже противно, так как моральный облик, стремления и поступки героев носят исключительно негативный характер. Главное внутреннее отторжение происходит по причине того, что эти герои — русские, и что еще хуже — реальные русские, которых мы видим каждый день (на улице или в отражении). Поначалу настойчиво твердишь себе, что у нас все не так, и мы не такие, это просто режиссер опять чернуху снял, но где-то глубоко внутри маленькая часть тебя тревожно ёкает — «а вдруг так?». Сквозь раздражение постепенно приходит понимание, что «Родина» Буслова — это правда, от которой глаза колет; зеркало современного социума, чье отражение настолько омерзительно, что глядишь оторопело и отказываешься его принять.

Картина, на самом деле, про то, что русские везде за собой «рашку» возят: куда бы они не приехали, их жизнь не меняется, все идет по тому же порочному кругу, потому что дело не в стране, а в каждом человеке в отдельности. Мы видим целую плеяду героев, которые приехали на Гоа в поисках лучшей жизни. Но что для них представляет та самая лучшая жизнь? В фильме постоянно что-то говорят про карму и йогу, но это напускное, русские сюда приехали за другим: они безнаказанно ведут нелегальный бизнес, оскорбляют местных жителей на русском языке, морально разлагаются и бездействуют — фильм словно задает безмолвный вопрос «может, вот она какая, Родина, для русского человека?»

Герои говорят о России только плохое, мол, люди там выживают, а не живут, и что рожи у всех мерзкие, да еще и слякоть с пробками впридачу. Но, наблюдая за их жизнью вдали от родной страны, невольно задумаешься, что своим переездом они скорее признаются России в любви, нежели наоборот. Ведь если они с таким упорством перевозят свой менталитет и привычки в другую страну, то, может, это и есть любовь к Родине — невозможность отказаться от домашней среды, постоянное ее воспроизведение в разных климатических условиях? В фильме у русских не получается слиться с местным населением, а может, они просто этого не хотят: везде ищут своих, при любом удобном случае указывают на свою национальность, сквернословят на родном языке. Поэтому, когда на протяжении фильма разные герои время от времени кричат, что они обратно не вернутся, что их дом здесь, верится в это слабо. Им не нравится находиться вне пределов своей местной общины, в этих чужеродных странах они никому не нужны; в России, возможно, тоже, но оттуда хоть не депортируют.

Основная сюжетная линия до неприличия банальна и сводится к неуместному в данном случае житейскому морализаторству, поэтому ее хочется воспринимать (а может, так и есть) не как главную задумку, а как проводник к множеству других идей. У картины достаточно недостатков: подчеркнутая глупость определенных персонажей, попытки преподать урок, в конце все вообще скатывается в индийское кино. Фильм изъясняется только «черными» понятиями, будто отказываясь принимать, что существуют светлые. Такой метод не работает, потому что во время просмотра он вызывает только ярость; защитный рефлекс, если хотите. Лишь по прошествии времени, когда первое впечатление растеряло свой пыл, можно вернуться к картине и обнаружить, что «Родина» не провально плоха. Да, режиссер избрал неверную повествовательную форму, он иступленно бьет зрителя по рукам вместо того, чтобы дать разумное объяснение. Но при этом Буслов не боится брать наболевшую проблему и говорить о ней открыто и честно, бросая истину в лицо, будто ему самому за это ничего не будет. Фильм Буслова нельзя отнести под понятие «плохой» или «хороший», он просто, как и его герои, запутался и отчаянно кричит в поисках себя и Родины.

Анастасия Муяссарова


comments powered by Disqus