Петербург. Селфи.

Мария Ремига,

В Питере начались съемки киноальманаха «Петербург. Селфи», российского аналога фильма «Париж, я люблю тебя». Проект объединяет 7 женщин-режиссеров, среди них Рената Литвинова, Оксана Бычкова, Авдотья Смирнова, Наталья Кудряшова и др. Мы побывали на съемках первой новеллы «Селфи» и поговорили с самой молодой участницей проекта, режиссером Аксиньей Гог.


Аксинья, вы самая юная участница проекта и ваша новелла открывает киноальманах. Волнуетесь ли вы?

На самом деле все спокойно. Мне повезло с группой, у нас замечательные актеры, оператор, продюсеры. Несмотря на небольшие проблемы, которые возникали во время подготовки к съемкам, сейчас все отлично.

Кстати, актер Никита Смольянинов, играющий главную роль в вашей новелле, уже работал с вами?

Да, он снимался в моей дипломной работе «Путешествие Федора по Москве начала XXI века». Вообще, в этот проект он попал случайно. Изначально я писала сценарий под другого актера, но в последний момент его не отпустил театр. В итоге, за несколько дней до съемок у нас не было главного героя. Мы проводили пробы в Москве и Петербурге, рассмотрели многих кандидатов, но все было не то. Никита приходил ко мне на пробы еще в самом начале проекта, но что-то у нас не задалось, зато я решила использовать его музыку, в качестве саундтрека к фильму (у Никиты есть своя музыкальная группа ZOYА). А потом, когда до съемок оставались считанные дни, слетел утвержденный актер, была паника и вдруг в какой-то момент меня осенило, что можно не только использовать его саундтрек, но и вот он — наш герой. Кстати говоря, Никита и Настя (Анастасия Пронина) однокурсники, поэтому это уже изначально был неплохой дуэт.

Что вдохновляло вас во время работы над сценарием?

Прежде всего, конечно, вдохновлял сам город. Лет в 17-18 я часто приезжала в Петербург, и для меня он всегда был городом-маскарадом, что повлияло и на мою новеллу.

Вы из Москвы, и наверняка знаете про негласное противостояние москвичей и петербуржцев. А что ближе лично вам Москва или Питер?

Знаете, мне кажется, что только сами петербуржцы скептически настроены к Москве. Лично я, да и все мои знакомые безумно любим Петербург. Одно время я мечтала о том, чтобы жить и работать в Питере. И вот сейчас выдался случай попробовать.

Возвращаясь к вашему фильму, хотелось бы узнать, почему выбрали такое название? Не было сомнений, что это может вызвать негатив у зрителей?

Когда я училась в ГИТИСе, нам говорили, что в античности актер играл для Бога, позже взаимодействовал с партнером, а в XX веке замкнулся сам в себе. Для меня селфи — это такой феномен, в котором замкнулись люди в 21 веке. Недавно на отдыхе я поразилась, когда на берегу весь пляж был усеян девочками с селфи-палками, которые не общались друг с другом, они были заняты исключительно собой. И если раньше надо было кого-нибудь попросить, чтобы тебя сфотографировали, то теперь все можно сделать самому. Это настоящее одиночество, по-моему. Для меня это такой абсурд. И вообще удивительно, как какая-то ерунда вроде селфи вдруг стала мегапопулярным феноменом, из-за которого люди ругаются, падают со скал, разбиваются о поезда, а депутаты выдвигают законы о «безопасных селфи».

Возвращаясь к названию фильма, героиня моей новеллы приезжает в Петербург, чтобы прыгнуть с крыши. Выбор падает именно на этот город, так как она считает его наиболее подходящим и романтичным для подобных мероприятий. Для нее смерть — возможность зафиксировать себя такой, какая она есть на данном этапе, консервация себя пока с ней не случилось ничего плохого. А для главного героя, с которым они встречаются в одном из баров, такой фиксацией является селфи. Селфи как фиксация момента, который останется навсегда.

Проект «Петербург. Селфи» делает упор именно на женский взгляд. Не считаете ли вы, что поправка на женщину-режиссера звучит немного снисходительно и приставка женщина к названиям профессий уже устаревшее явление?

Сегодня мы не делаем различий, например, между женщинами-врачами и мужчинами-врачами. Хотя, когда-то с этим были проблемы. Но прошло время, и отношение людей к данному вопросу изменилось. Относительно же приставки конкретно к профессии режиссера, думаю, это нормально. Если еще лет 5 назад к женщинам-режиссерам относились скептически, то сейчас уже как-то привыкли. Кстати, наш оператор тоже девушка (Ксения Середа), и могу вам сказать, она даст фору многим мужчинам, как профессионал. Мне кажется, что женский эмоциональный взгляд на вещи сегодня востребован, в том числе в кино. Людям не хватает честности, открытости, а женщины меньше стесняются своих чувств.

Сразу вспоминается спор Майкла Кейна и Харви Кейтеля в фильме «Молодость», где один герой утверждает, что чувства сегодня преувеличены, а другой говорит, что это все, что у нас есть.

Да! Я, кстати, очень жду этот фильм и вообще фанатка Соррентино. Перед съемками пересматривала «Великую красоту», она тоже рассказывает о Риме как городе-маскараде.

А кроме Соррентино, каких режиссеров смотрите?

Я очень люблю Триера. Особенно его «Рассекая волны» и «Меланхолию», которую мы с оператором тоже пересматривали перед съемками. И еще очень нравится книга про него «Меланхолия гения». Она просто шикарна, часто спасала меня в трудные моменты. Также люблю «Песни со второго этажа» Роя Андерссона и «Вход в пустоту» Гаспара Ноэ. А вообще, номером один я бы поставила Алехандро Гонсалеса Иньяритту, «21 грамм», «Вавилон», а «Сука-любовь» — это мое любимое кино.

Подводя итог, хотелось бы узнать, какой совет вы бы дали начинающим режиссерам?

Я сама еще начинающий режиссер. Думаю, главное, надо расслабиться, хулиганить и делать то, что чувствуешь сердцем.

Вика Лымарь

---

P.S. Для съемок второй новеллы фильма «Петербург. Селфи», под руководством режиссера Натальи Кудряшовой («Пионеры-герои»), требуются актеры массовки.

Нужны иностранцы, которые живут в СПб и готовы уделить по 9-10 часов с 6 по 9 октября включительно за почти символическое вознаграждение и возможность внести свой вклад в кинематограф.

Присылайте свои письма с фото на [email protected] на имя Аллы Петелиной с пометкой "массовка АНИЧКОВ МОСТ".