«Пэн»: Сказка — ложь

Анастасия Муяссарова,

Питер — мальчик-сирота, который живет в приюте и обладает озорным нравом. Как и всем детям, ему нужна мама, и он не оставляет надежды, что она за ним когда-нибудь вернется. В приюте происходят странные дела: по ночам из этого заведения исчезают дети; говорят, что их усыновили, но на правду это совсем не похоже. Питер и его друг хотят выяснить, в чем дело, и решают не спать следующей ночью. Оказывается, на самом деле детей крадут воздушные пираты и увозят в страну Нетландию, которой заправляет капитан Черная Борода. Попав туда, Питер узнает про какое-то пророчество, с которым он как-то связан, а вдобавок ко всему этому ещё и умеет летать. Пройдя несколько испытаний, он обзаводится друзьями — Крюком и Тигровой Лилией — и они, как вы уже догадались, решают свергнуть Черную Бороду.

Ни для кого не секрет, что режиссер картины Джо Райт имеет театральное прошлое, поэтому предпочитает работать с настоящими декорациями, а не с зеленым экраном. Благодаря этому он может снимать потрясающей красоты фильмы. Казалось бы, лучшей кандидатуры на место режиссера для «Пэна» не найти. Но, видимо, в стремлении сделать картину как можно красочнее, уделяя все свое внимание декорациям, костюмам и трюкам, Райт забыл о самом главном — волшебстве, которое должно быть в сказке.

Сценаристы постарались сделать детство Пэна максимально мрачным и поместили события во времена Второй Мировой, так что тут вам и мать, которая очень любит сына, но вынуждена его бросить, и злые немцы, бомбящие сиротские приюты, и мерзкая директриса, которая отнимает у детей еду и продает их по ночам воздушным пиратам. Все это странным вихрем проносится перед нами за первые 15 минут фильма — и вот мы уже в Нетландии, где многое напоминает локации последнего «Безумного Макса»: бессмертный Черный Борода третирует несчастных сироток, заставляя их копаться в шахтах, но, несмотря на это, вождь всеми любим, и дети слагают ему гимны на музыку Smells Like Teen Spirit (нет, это не шутка).

Все сюжетные повороты в фильме нелогичны и непонятны, и вовсе не из-за того, что события так оборачиваются из-за внезапного вмешательства чудесных сил. Твисты в «Пэне» происходят сами по себе, без объяснений, без волшебной подоплеки, и в итоге даже неясно, зачем Нетландии был нужен Питер Пэн. Надо добавить, что из «Пэна» вышел приквел, который нуждается в сиквеле: нам обещали историю про то, как мальчик не захотел взрослеть, как друзья стали врагами, но этого не случилось — нас попросту обманули.

Актеры в «Пэне» делятся на две категории: первые играют то ничего, что им прописали в сценарии, вторые пытаются найти в своих персонажах нечто большее и поэтому переигрывают. Странно требовать от фильма такого рода многослойных героев, но герои «Пэна» кажутся совсем пустыми: они всегда идут по одному пути, говорят одинаковые фразы, не имеют предысторий (кроме Черной Бороды, но и его это не спасло). На персонажей, впрочем, можно было бы закрыть глаза, но фильм даже не является сказкой, которую все от него ждали. Дух доброты, благородства и волшебства распылен в таких мизерных дозах, что его не замечаешь. Детские фильмы всегда наполнены наивным пафосом, и это хорошо, ибо он искренний, но в «Пэне» герои будто вынужденно чеканят ничего не значащие для них слова. В результате мы имеем фильм, у которого нет своей аудитории: детям не хватает сказки, взрослым — смысла, а скучно всем.

[Анастасия Муяссарова

](http://cinemaholics.ru/author/anastasiia)