Out of Focus: «Мужчины и куры»

Мария Ремига,

Габриэль и Элиас — братья «разлей вода»: первый преподает философию в институте, второй нигде не работает, носит смешные усы и постоянно пытается найти себе подругу жизни (безуспешно). В один совершенно не прекрасный день умирает их отец, оставив в наследство видеокассету, где рассказывает, что он им вовсе не папа, у них разные матери, а их настоящий отец живет где-то неподалеку. Что ж, делать нечего: Габриэль и Элиас пакуют чемоданы и отправляются на поиски блудного родителя. Вскоре они встречают своих остальных вроде-как-братьев, которые живут в особняке, полном кур. По их уверениям, в этом же здании находится их отец, только он очень болеет и потому все время спит.

Интригующий пролог, в котором народный артист всея Дании Мадс Миккельсен с предельно идиотским выражением лица проваливает свидание, а потом идет в туалет утешать себя, способен сбить с толку, обещая что-то комическое и в некоторой степени наивное. Однако на деле режиссер Андерс Томас Йенсен (обладатель Оскара за лучший короткометражный фильм 1999-го года, постоянный сценарист Сюзанны Бир и автор «Зеленых мясников») берет нас за руку и медленно ведет в долину Гротеска, где препарирование традиционных ценностей (мир, дружба, жвачка) сталкивается с генетическими экспериментами, использованием курятины не по назначению и социально неадаптированными персонажами, которые в прошлой жизни явно были зверьками из фильмов Вернера Херцога. Беря за основу простую, в общем-то, мысль — «жизнь прекрасна во всех формах» — Андерс накручивает вокруг нее трагифарс, все время повышая уровень абсурдности, чтобы на финише сдать всю эксцентрику в химчистку и сделать прозрачный, до слез пронзительный финал, где каждый герой находит свое место под солнцем. Это смешная и в какой-то степени даже добрая история, написанная странным, мрачноватым языком и эти диковинные перепады температур внутри картины могут как оттолкнуть, так и увлечь. По сути, это сказка для взрослых почти готического толка: особняк недалеко ушел от условного проклятого замка, чудовищами оказываются все герои по очереди, а самый нелепый персонаж в итоге выводит всю братию к свету. «Мужчины и куры» — это, пожалуй, не тот фильм, который захочется советовать всем и каждому, поскольку он неуютный, не всегда интересный и местами пугающий, однако тем, кто не боится порой свернуть не туда, он вполне может понравиться.

Мария Ремига