«Чирак»: No Comeback, No Oscar


Спайк Ли вернулся со своим новым фильмом «Чирак», чтобы напомнить нам о том, что жизни чернокожих все еще важны, женщины правят миром, а за его карьерой стоит следить. С последним пунктом есть проблемы.

«Чирак» — (очень) вольная версия комедии «Лисистрата» Аристофана о женщинах, устроивших секс-бойкот с целью прекратить войну между двумя городами-государствами (здесь — двумя бандами, орудующими в Чикаго, где за последний десяток лет погибло больше американцев, чем в Ираке). Лисистрата (Тейона Паррис) — главная героиня, сподвигшая женщин по обе стороны баррикад на забастовку, она же — девушка одного из главарей, рэппера по кличке Шай-Рак (Ник Кэннон), которого на самом деле зовут Деметриус. Противостоит Деметриусу мужчина с повязкой в стразах на глазу, Циклоп — гыгыкающий Уэсли Снайпс. И, пока парни меряются свэгом и все никак не придут к консенсусу, на улицах умирают люди.

Невероятно, но самым близким по духу фильмом для «Чирака» будет «Самый лучший день» Жоры Крыжовникова (который тоже взял классический текст как основу для сценария). Караоке-формат и сельское пижонство превращают оба фильма в тщедушный фарс. Взяв за фундамент все те качества, которые служат источником для стереотипов о русских/чернокожих, и превратив их в китч, режиссеры только усугубляют ситуацию и эти стереотипы подкармливают. Так, даже последняя сцена «стенка на стенку» возле кровати у Спайка Ли напоминает о сватовстве у Крыжовникова. Подливают масла в огонь еще и насмешки над стариком в трусах с флагом Конфедерации: все это до боли знакомо.

Ли, по всей видимости, как и российского режиссера, вдохновляла сексапильная поп-певица — в целом «Чирак» очень сильно напоминает затянувшийся клип Destiny's Child на песню Survivor. Разительно отличаются только концовки обоих фильмов: если «Самый лучший день» вгоняет в депрессию, указывая на то, что женщины у нас обречены, то «Чирак» поражает своим наивным оптимизмом, уже не говоря о банальной неправдоподобности и нелогичности многих основополагающих для сюжета деталей. Долгожданного возвращения мастера не состоялось: кажется, со времен «25-го часа» мы ничего смотрибельного от режиссера как не получали, так уже и не дождемся.

Бойкоты — вообще тренд сезона, который Ли всячески поддерживает. Нельзя сказать, что он неправ в том, что чернокожие актеры не получают достаточного внимания Академии, но амбиции и самодовольство режиссера в «Чираке» ведут себя как сор в глазу: достаточно отчетливо видны надежды автора хотя бы на номинацию за сценарий (попробуйте зарифмуйте муть про Спарту и Трою так, чтобы это сочеталось с коронным щелканием пальцев чернокожих женщин и сутенерскими костюмами их мужчин), но пока истинно заслуженным является только почетный «Оскар», полученный Спайком ранее в этом году. Ирония как раз-таки в том, что если кто-то и выстрадал пятерку за работу над этим фильмом, то это бледнокожий Джон Кьюсак (в фильме с кастом, состоящим на 99% из чернокожих актеров), чья яростная проповедь на десять минут оправдывает остальные два часа кривляния.

Дайана Левченко


comments powered by Disqus