«Убийство в Восточном Экспрессе»: Убийца — дворецкий
Efim Gugnin,
На самом деле, главная проблема «Убийства в Восточном экспрессе» 2017 года состоит в том, что снимать этот фильм было совсем необязательно. Он использует устаревшие детективные клише, даже не думая их переосмыслять; показывает знакомую всем историю, никак не пытаясь взглянуть на нее с другого ракурса. Да, Кеннет Брана сумел поймать и передать дух времени, смог уловить даже те неочевидные фарсовые полутона, которые всегда присутствовали в романах Агаты Кристи, но ему не удалось привнести в ленту ничего авторского, никакой энергии. «Убийство в Восточном экспрессе» — это красивая открытка, милое напоминание о давно ушедшей исторической и литературной эпохе. Но, к сожалению, художественной ценности в ней столько же, сколько и в любой другой милой открытке.

Убийство в Восточном экспрессе / Murder on the Orient Express
Режиссер: Кеннет Брана
В главных ролях: Кеннет Брана, Джонни Депп, Мишель Пфайффер, Уиллем Дефо, Пенелопа Крус, Джуди Денч, Дейзи Ридли, Дерек Джекоби, Джош Гад, Оливия Колман, Лесли Одом мл.
Дата премьеры в РФ: 9 ноября 2017

Эркюль Пуаро (Кеннет Брана) — всемирно известный детектив, способный раскрыть дело любой сложности. Во время заслуженного отдыха Эркюль получает известие: его просят немедленно приехать в Лондон. Детектив собирает вещи и отправляется в далекий путь на комфортабельном поезде «Восточный экспресс», но по дороге в одном из купе первого класса происходит загадочное убийство. Положение усугубляется тем, что на железные пути внезапно обрушивается лавина, из-за чего пассажиры вынуждены провести друг с другом чуть больше времени, чем им бы хотелось.

«Убийство в Восточном Экспрессе» — пожалуй, один из самых известных и интерпретируемых детективных сюжетов в мире. Роман Агаты Кристи уже не раз попадал на большие экраны, и было вполне ожидаемо, что когда-нибудь длинные руки современного Голливуда доберутся до столь узнаваемой истории. Еще менее удивительно то, что классический материал доверили не кому-нибудь, а Кеннету Бране — режиссеру с почти что шекспировским подходом к своим работам.

Но то, что по всем законам мироздания должно было пойти на пользу картине, в итоге ее погубило. Кеннет Брана слишком бережно отнесся к первоисточнику и побоялся пойти на какие-либо риски. «Убийство в Восточном экспрессе» — роман, конечно, знаковый, и в свое время наверняка мог по-настоящему шокировать людей своей развязкой, но сейчас, в век, пересыщенный детективами и триллерами, сам сюжет не производит такого мощного впечатления.

alt

Если в версии Сидни Люмета 1973 года сей факт компенсировался атмосферой всеобщей паранойи, где люди были вынуждены сосуществовать вместе, зная, что один из них совсем недавно хладнокровно заколол человека, то у Браны подобного нет. В его руках знакомая история превратилась в бенефис единственного и неподражаемого Геркулеса Эркюля Пуаро, остальные же знакомые лица тут — лишь декорации, красивые маски совершенно невзрачных героев, общающихся между собой вычурными высокопарными репликами.

Конечно, из Кеннета Браны получился отличный Пуаро, которого не смог испортить даже сомнительный российский дубляж (так и норовящий превратить его в Жака Клузо), но сама идея сфокусировать все внимание фильма на одном персонаже явно себя не оправдала. Такой подход лучше работает в литературе, где есть время и возможности тщательно прописывать все внутренние переживания и душевные метания, но в кино, к сожалению, немного другие правила и другие методы повествования, о чем Брана совершенно забыл.

alt

На самом деле, главная проблема «Убийства в Восточном экспрессе» 2017 года состоит в том, что снимать этот фильм было совсем необязательно. Он использует устаревшие детективные клише, даже не думая их переосмыслять; показывает знакомую всем историю, никак не пытаясь взглянуть на нее с другого ракурса. Да, Кеннет Брана сумел поймать и передать дух времени, смог уловить даже те неочевидные фарсовые полутона, которые всегда присутствовали в романах Агаты Кристи, но ему не удалось привнести в ленту ничего авторского, никакой энергии. «Убийство в Восточном экспрессе» — это красивая открытка, милое напоминание о давно ушедшей исторической и литературной эпохе. Но, к сожалению, художественной ценности в ней столько же, сколько и в любой другой милой открытке.