«Звездачи»: Детки в порядке

Звездачи / Kaiken se kestää
Режиссер: Виса Койсо-Кантилла
В главных ролях: Антти Луусуаниеми, Пихла Виитала, Малла Малмиваара

В семидесятых в небольшом финском городке Оулу живут двое подростков— Виса и Каарло. В их семьях не все гладко: мальчики все еще привязаны к родителям и хотят их любви и внимания, но внутренний бунт и желание быть свободными становятся все сильнее. В этот период Финляндию и весь остальной мир начинает потихоньку лихорадить сексуальная революция.

Фильм был представлен в конкурсе 39-го Московского международного кинофестиваля и стал игровым дебютом документалиста Виса Койсо-Кантилла. Не случайно его имя носит один из главных героев: режиссер воспроизводил свои воспоминания о детстве в провинциальном городе. Название на русском языке звучит несколько нелепо, но английский перевод Star Boys (мальчики, колядующие на улицах) отсылает к досугу главных героев. В канун Рождества они наряжались новозаветными персонажами с нарисованными усами, вооружались палками с бумажными звездами и ходили петь рождественские песни по барам и вечеринкам. Вырученные деньги шли, конечно же, на первые сигареты.

Документальная манера съемок идеально подходит для кино с мощной социальной подоплекой, но в данном случае постановщик заигрывается с фиксированием эмоций и забывает о сюжете. Некоторые важные линии, такие как жизнь семьи Каарло, намечены пунктиром, будто бы между делом. Повествование от лица детей отсылает нас к классическому фильму Ингмара Бергмана «Фанни и Александр» и «Возвращению» Андрея Звягинцева, которыми, кажется, вдохновлялся режиссер, но на фоне общей непродуманности этот прием не срабатывает в полную силу. В сухом остатке мы имеем типичный для кинематографа всех времен и народов конфликт отцов и детей, где последние на деле оказываются гораздо разумнее взрослых. Сексуальная революция 70-х в Финляндии превращает каждую вечеринку в вакханалию и, за редким исключением, все с этим согласны. Однако когда моральные ценности вступают в борьбу с настоящей свободой, семьи героев рушатся со стремительной скоростью.

Режиссер сам является отцом троих сыновей и, видимо, хотел показать, как не должны себя вести взрослые. Прекрасный порыв, однако ему не хватает уверенности. Дебютная картина Виса Койсо-Кантилла выглядит очень искренней, но несколько неуклюжей. Пытаясь снять Boyhood по-фински, режиссер допустил множество пробелов в важных повествовательных линиях и акцентировал внимание на незначительных деталях. Как и его герои, которые наблюдали за происходящим со стороны, а потом все бросили и отправились на поиски собственного счастья.

Дарья Житкова