«Живое»: На Марсе классно

Живое / Life
Режиссер: Даниэль Эспиноса
В главных ролях: Джейк Джилленхол, Ребекка Фергюсон, Райан Рейнольдс, Ольга Дыховичная, Хироюки Санада, Эрион Бакаре
Дата премьеры в РФ: 23 марта 2017 года

Экипаж международного космического корабля во главе с русским командиром (Ольга Дыховичная) совершает сложную операцию по перехвату капсулы с марсианскими образцами. После успешного завершения первого этапа им предстоит исследовать инопланетный грунт на предмет признаков жизни. Как понятно из названия, ученые обнаружат там определенный действующий организм, при общении с которым они проверят на себе, а так ли на Марсе классно.

Режиссер Даниэль Эспиноса, снявший «Код доступа "Кейптаун"» и «Номер 44» – фигура ненадежная, отчего неясно, как ему раз за разом удается завлекать в свои проекты именитых актеров. Взглянув на афишу фильма с примелькавшейся всем троицей, редкого зрителя не посетит мысль «а может, сходить?», и мысль эта будет роковой. Создателям даже не надо признаваться в том, что они вдохновлялись «Чужим» и «Гравитацией» — это слишком очевидно. Понятное дело, что почти вся современная научная фантастика опирается на «Чужого», уж слишком монументальна его фигура, но в фундаменте этого проекта будто нет больше ничего другого. Сценарий здесь настолько сырой и неубедительный, что позволяет встретиться с глазу на глаз двум бесконечностям – Вселенной и человеческой глупости — и «Живое» доказывает, что у второй точно нет конца.

Никто не требует железной логики от героев, определенное число ляпов, конечно, дозволено: один раз может подвести отсутствие банальной смекалки, во втором случае сыграет человеческий фактор, потом еще о себе заявит великий Случай – но этим должна быть обусловлена пара ситуаций, а не каждый сюжетный поворот, как в картине Эспиносы. В какой-то момент уже просто смиряешься с этой схемой и начинаешь воспринимать происходящее как космическую версию ужастика со сценарием маньяк-и-жертвы-в-замкнутом-пространстве, но и здесь не все гладко – для хоррора «Живому» не хватает саспенса. В нагнетании обстановки не помогает даже операторская работа в стиле все того же творения Ридли Скотта, и винить в этом всем приходится опять же сценаристов. Каждый «страшный» поворот угадывается заранее, и, когда инопланетные челюсти нацеливаются на очередное человеческое тело, остается только всплеснуть руками и обреченно сказать «ну а чего ты ждал?». Честно говоря, персонажи выставлены такими недалекими, что сопереживать им трудно при всем желании: если подготовленные и квалифицированные ученые поступают таким образом, то им и правда лучше не выживать и не ставить планету под угрозу в своей следующей миссии.

В поисках достоинств этой картины можно разве что сказать, что спецэффекты сделаны на совесть (но кого это может удивить в студийном проекте?), и что на актеров приятно смотреть, хотя играть им все равно нечего (Дыховичная, например, крайне очаровательно улыбается). Фанатам жанра сай-фай, а также всем, кто верит, что сценарии следует писать с открытыми глазами, лучше обходить «Живое» стороной, иначе концовка фильма может вызвать приступ неконтролируемого смеха, привести к критическому уровню закатывания глаз и другим неприятным вещам.

Анастасия Муяссарова