Берлинале 2016: «Коммуна»

Катя Карслиди,

На Берлинском кинофестивале состоялась премьера нового фильма Томаса Винтерберга, который отражает воспоминания режиссера о детстве, проведенном в коммуне.

Эрик, Анна и их 14-ти летняя дочь Фрейя переезжают жить в огромный дом в элитном районе, который достался Эрику по наследству. Чтобы как-то разнообразить свою жизнь и быть в состоянии платить по счетам, Анна уговаривает мужа подселить в их дом еще нескольких людей. Новых сожителей выбирают путем голосования, правила дома придумываются на ходу — так и образовывается коммуна, состоящая из 9-ти разношерстных человек, которые со временем начинают функционировать как настоящая семья. Все меняется в тот день, когда у Эрика появляется молодая любовница — студентка Эмма. Анне предстоит нелегкий выбор: попытаться не сойти с ума, сохранив семью, либо уберечь себя от неминуемого нервного срыва и уйти с достоинством.

Фильм снят по одноименной пьесе Томаса Винтерберга, премьера которой с успехом прошла в Вене в 2012 году, после чего режиссер решил превратить её в полноценный фильм. Действие разворачивается в конце 70-х годов. Томас не раз заявлял, что очень благодарен поколению тех лет за попытку что-то изменить в повседневности, чтобы избежать заурядных будней. Датский режиссер признался, что скучает по времени, когда люди были открытыми, не боялись делиться друг с другом или всей группой купаться голышом в озере.

Ностальгия режиссёра проявляется не только в визуальной составляющей картины, но и в располагающей, свободной атмосфере. В «Коммуне», как и в одной из своих предыдущих работ («Охота»), режиссёр исследует социум и его взаимодействие с отдельным человеком. Коммуна в фильме представляет собой некую аллюзию на общество. На примере этого коллектива Винтербергу удается показать, наверное, самую удивительную и необъяснимую вещь, которая происходит в нашей жизни: пары расходятся, на смену старой любви приходит новая, люди умирают, родные покидают нас, и как бы мы это ни переживали, общество продолжает функционировать как ни в чём не бывало. С этим парадоксом ничего не поделаешь, поэтому режиссёр как бы намекает на то, что нужно просто продолжать жить дальше.

Винтербергу нужно сказать отдельное спасибо за то, что открыл миру талант Трине Дюрхольм, которая впервые появилась у режиссера в фильме «Торжество», а за роль в «Коммуне» получила «Серебряного медведя». Ульриху Томсену с наградами повезло меньше, что, впрочем, не умаляет его таланта. Роль Эммы — любовницы Эрика — исполнила жена режиссера Хелена Рейнгорд Ньюман, ранее мелькавшая в его предыдущей ленте «Субмарино». Хоть Томас и отрицает автобиографичность ленты, интересно подметить, что Хелена была той самой женщиной, к которой он ушел от своей первой жены. Главные герои картины необычайно харизматичные и зачастую вносят в драматичную ленту элемент комедии, разряжая накалившуюся обстановку. Если бы в Берлине давали награду за актерский ансамбль, то её точно присудили бы «Коммуне». Химия между актерами настолько сильная, что, кажется, зажженная спичка на съемочной площадке могла всех отправить на тот свет.

Новая лента Винтерберга стала одним из самых ярких событий кинофестиваля, к счастью для российского зрителя, её не придется год караулить на торрентах, так как фильм выйдет в прокат уже в апреле.

Катерина Карслиди