Краткий курс несчастливой жизни: 4 депрессивных роли Кирстен Данст

Мария Ремига,

30 апреля — Международный день Кирстен Данст. Славим королеву! После «Меланхолии» она по праву заняла свое место в ряду Mothers of Depression, поэтому вспомним же ее хтонические роли.


Melancholia / Меланхолия, 2011
реж. Ларс фон Триер

Zentropa

Как известно, идея этой картины родилась у Триера (который по интересному совпадению делит с Кирстен Данст день рождения) на сеансе психотерапии во время лечения депрессии. «Меланхолия», возможно, самый личный фильм Триера (окей, после «Джека») и точно один из самых доступных — с издевательским глянцевым прологом, практически полностью звездным кастом и без привычной атаки на все органы чувств.

Кирстен Данст сыграла здесь главную роль копирайтерки-невротички — и заслуженно получила за это приз в Каннах. Пожалуй, именно после «Меланхолии» к Данст стали серьезно относится даже те, кто знал ее исключительно по марципановым комедиям. Сама актриса к столь драматичному этапу в своей карьере относится, кажется, не без иронии: Триера она ценит за «умение неплохо шутить на тему апокалипсиса» и вспоминает, что нигде так много не смеялась, как в Каннах. Не, ну в последнем можно её понять.  


Woodshock / Вудшок, 2017
реж. Кейт Малливи, Лаура Малливи

A24

Сестры Кейт и Лора Малливи прославились как основательницы модного бренда одежды Rodarte. Влияние основной профессии сильно чувствуется в их первом (и пока что последнем) полнометражном фильме — как говорится, во-первых, это красиво. Во-вторых, это странно: история о грустной девушке, тяжелобольной матери и наркотиках снята как трип, в котором не можешь понять, тебе плохо, интересно или же всё сразу.    

Кирстен замечательно играет подавленную, расторможенную и во всех смыслах потерянную женщину, переживающую утрату. Она, безусловно, тащит на себе этот обморочный фильм, который, кажется, в год выхода не понравился никому — но у которого есть обаяние бесцельной прогулки по лесу в четыре часа ночи под воздействием непроверенного сорта марихуаны. Хорошие это эмоции или нет — решать тебе, дорогой зритель.


The Power of the Dog / Власть пса, 2021
реж. Джейн Кэмпион

Netflix

Поразительно, но свою первую номинацию на «Оскар» Кирстен Данст получила лишь в 2021 году — за роль вдовы Роуз в драме «Власть пса». Снятый по одноименной книге, этот изумительный фильм рассказывает историю двух братьев, Фила и Джорджа, владевших в 1920-х огромным ранчо. Когда Джордж женится на вдове Роуз, начинаются проблемы.

Кирстен тут на втором плане, но каждый ее выход врезается в память. В своей надломленной героине она находит что-то вроде достоинства. Джейн Кэмпион давно была в восторге от актрисы и в 2001 году даже написала ей письмо. Кирстен хранит его до сих пор.

К слову, Джейн Кэмпион тоже родилась 30 апреля. Мистика!


Civil War / Падение империи, 2024
реж. Алекс Гарленд  

A24

На фоне приунывших невест и замученных вдов героиня с лаконичным именем Ли выглядит, конечно, пободрее. Однако она тоже дединсайд: гениальная фотожурналистка, которая разочаровалась в своей профессии. При этом жизни вне своего призвания Ли не видит.

«Падение империи» (сделаем вид, что нас устраивает локализация) явно не коробка конфет, которая нравится абсолютно всем, но этот напористый фильм мало кого оставляет равнодушным. Мимоходом заметим, что кино, где два раза звучит группа Suicide, по определению не может быть безнадежным.

Кирстен играет здесь одну из лучших своих ролей. На первый взгляд Ли — человек-долг, собрание клише об отчаянных журналистах, готовых на всё ради удачного материала. Но чем дальше в лес раздираемой гражданской войной Америки, тем глубже и уязвимее становится ее героиня. В конце она и вовсе меняет свою железобетонную выдержку на безупречную свободу.