«Джиперс Криперс 3»: Бу

Вячеслав Килькеев,
Трилогия «Джиперс Криперс» — быть может, самый показательный случай того, как жанровое кино становится аналогом аутотерапии для своего создателя. Из близких по времени и анамнезу примеров можно вспомнить разве что Эрика Рэда — режиссера и сценариста, написавшего для Бигелоу «Голубую сталь», а потом с помощью внедорожника убившего двух человек.

Jeepers Creepers 3 / Джиперс Криперс 3
Режиссер: Виктор Сальва
В главных ролях: Стэн Шоу, Габриэль Хоф, Брэндон Смит, Мег Фостер
Дата премьеры в РФ: 16 ноября

Однажды (судя по всему, в начале нулевых) на Среднем Западе выдались очень непростые три недели и два дня. Где-то между «Джиперсом Криперсом» и его сиквелом внучка-конезаводчица попросила у соседей сена в долг, бабушка-трактористка откопала под деревом живую и крайне агрессивную руку, а черный шериф в белой шляпе насупился у фургона с расчлененкой: когда-то он уже такое видел. Дальше будут резьба по юной плоти, полеты во сне и наяву, привидения, армрестлинг и удивительные достижения инженерной мысли.

Конец трилогии про перепончатокрылую жуть мог бы пройти и вовсе незамеченным, если бы за режиссером Сальвой с начала 90-х не тянулась дурная слава осужденного педофила. В 2017-м году такое не оставляют без внимания, поэтому скромный «Джиперс Криперс-3» неожиданно оказался в центре небольшого скандала. Но вряд ли именно пикеты и петиции сгубили прокатную судьбу этого потенциально культового фильма, которому на роду было написано отправиться даже не на VOD, а на битую жизнью VHS-ку.

И первый (лучший) фильм трилогии при всем своем очаровании не тянул на откровение, причиной чему была не слишком уместная жанровая метаморфоза. Между вторым и третьим актом «Джиперс Криперс» из параноидального триллера 70-х превращался в разухабистый body horror 80-х с монстром из папье-маше: из условной «Дуэли» — в не менее условное «Существо из корзины». Но и он выглядит шедевром на фоне триквела (он же мидквел), который благодаря самым восхитительным своим моментам вполне может встать на одну полку с такой классикой, как «Неимоверно странные существа, переставшие жить и ставшие полузомби!!?».

Сюжет здесь — кашка-размазня, разобраться в которой можно (а нужно ли?), только очень хорошо представляя себе прихотливую хронологию первых двух частей. Главные герои, будь то бабушка из социальной рекламы о вреде тяжелых наркотиков или веснушчатый воздыхатель ее внучки, вряд ли смогут бороться за симпатии зрителя с бедным Джастином Лонгом из оригинала. Ну а спецэффекты (например, в упоительной сцене погони на мотоцикле) заставляют вспомнить славные времена Жоржа Мельеса и Сегундо де Шомона. Но мелочные придирки перестают казаться важными, если ясно понимать, что антагонист, внешностью и повадками похожий на Старого Грегга из «Майти Буш» — без всяких сомнений, авторское альтер-эго.

Наивные поклонники франшизы ожидали от третьей части ясности по поводу природы монстра и его судьбы, однако можно с уверенностью сказать, что вся нужная информация находится в Википедии по запросу «Виктор Сальва». Трилогия «Джиперс Криперс» — быть может, самый показательный случай того, как жанровое кино становится аналогом аутотерапии для своего создателя. Из близких по времени и анамнезу примеров можно вспомнить разве что Эрика Рэда, режиссера и сценариста, написавшего для Бигелоу «Голубую сталь», а потом с помощью внедорожника убившего двух человек. Сальва – очень похожий случай: он так же вываливает на ничего до поры не подозревающего зрителя ворох своих демонов, чтобы затем с довольной улыбкой предъявить медицинскую карту и справку об освобождении.