«Джеки»: В комнате с белым потолком

Сергей Кощеев,

Джеки / Jackie
Режиссер: Пабло Ларраин
В главных ролях: Натали Портман, Питер Сарсгаард, Грета Гервиг, Билли Крудап, Джон Хёрт и др.
Дата премьеры в РФ: 23 февраля 2017

Экс-первая леди Жаклин Кеннеди, уже поменявшая стены Белого дома на весьма обширное поместье в Массачусетсе, открывает дверь журналисту Life, приехавшему взять первое интервью после убийства ее мужа Джона Ф. Кеннеди. Джеки спокойна и властна; закуривая, она начинает излагать корреспонденту свою точку зрения на произошедшую трагедию, также предостерегая, что будет главным редактором материала Life. И да, она не курит.

Фильм о самой любимой и известной первой леди США был задуман около семи лет назад, когда Рэйчел Вайс и Даррен Аронофски еще состояли в отношениях (вот это были времена). Из-за их разрыва съемки были отложены, и проект оставался нереализованным до тех пор, пока Аронофски не поговорил с талантливейшим чилийским режиссером Пабло Ларраином на Берлинском кинофестивале и не предложил ему поставить ленту. Ларраин изначально был настроен скептически, мол, байопики не мое, да и я мало чего знаю про Америку, но в итоге согласился.

И хотя Ларраин заявлял, что история его в итоге захватила, после просмотра не покидает ощущение, что то были лишь красивые студийные слова. Ибо «Джеки», в общем-то, чуть более профессиональный, чем обычно вариант голливудской халтурки, которую делают зазывные зарубежные постановщики в США. Режиссура чилийского постановщика в итоге напоминает случай, когда один эпизод сериала снимает сторонний автор: то есть, кажется, что тыком пальцем в сценарий и криком «Съемка» все началось и закончилось. Надеюсь, что кино вышло таким из-за занятости Ларраина на съемках фильма «Неруда», который до сих пор не представляется возможным посмотреть, хотя его фестивальная премьера состоялась раньше.

Вообще, на фильм еще с первого показа навешивается ярлык «нестандартный байопик»; пожалуй, что таков он и есть, но в данном случае это не является плюсом. Сценарий Ноа Оппенхайма действительно тяготеет не к историческому полотну, а скорее к размышлению на тему, но его подход уж очень тяжеловесен, неуклюж. Эпизоды разговоров со священником в этом плане выглядят апогеем дурновкусия — нет более набившего оскомину метода раскрыть героя, чем отправить его на исповедь. «Джеки» в итоге оказывается ровно посередине, в наихудшем месте из возможных: для того, чтобы стать трогательной историей о личном переживании горя, фильм слишком широко и стремительно шагает по направлению к итоговой мысли, а для философского размышления эта самая мысль не столь интересна и умна, как явно кажется ее автору. Ей-богу, о том, что человек и его публичный образ ведут себя по-разному, можно прочесть еще на первых страницах школьного учебника по истории.

Есть, конечно, и положительные моменты. Во-первых, работы художника-постановщика и художника по костюмам, которые очень хорошо воспроизвели ушедшее время. Во-вторых, главная актерская работа Натали Портман — не сказать, что выдающаяся или одна из ее лучших, но куда выше уровня картины. Многим она покажется эксцентричной или избыточной, но ровно такой и должна выглядеть охваченная внезапным горем официальная фигура, которая пытается даже в этом полете сохранить свой цельный образ. Старания, во всяком случае, у Натали было явно больше, чем у кого-либо другого из главных лиц на съемочной площадке.

Любителям нестандартного исторического, да и попросту хорошего кино лучше зайти на огонек к фильму «Нет» того же Пабло Ларраина — «Джеки» даже вполовину не раскрывает талант этого постановщика. Напоследок хотелось бы пожелать режиссеру беречь свои корни и помнить, что есть вещи на порядок выше, ибо Голливуд ест даже детей и стариков. Что уж там говорить о чилийских перцах.

[Сергей Кощеев

](http://cinemaholics.ru/author/kendaskig/)