Берлинале-2018: «Остров собак»

Ефим Гугнин,

Остров собак / Isle of Dogs
Режиссер: Уэс Андерсон
В главных ролях: Брайан Крэнстон, Эдвард Нортон, Билл Мюррей, Скарлетт Йоханнсон, Лив Шрайбер, Грета Гервиг, Джозеф Голдблюм, Кен Ватанабе, Ф. Мюррей Абрахам, Тильда Суинтон, Фрэнсис МакДорманд, Харви Кейтель, Йоко Оно, Кою Ранкин и др.
Дата премьеры в РФ: 3 мая 2018

Правитель вымышленного японского города Мегасаки и представитель древнего и злобного клана кошатников мэр Кобаяши (Куничи Номура) решает избавить свой город от всех населяющих его собак. Под предлогом борьбы с «собачьим гриппом» и прочими болезнями, передающимися от домашних питомцев, он вывозит их всех — и домашних, и уличных — на так называемый Мусорный Остров, куда город в течении нескольких веков сбрасывал отходы различной степени опасности. В знак преданности делу он в первую очередь отправляет туда своего собственного пса-телохранителя по кличке Спотс (Лив Шрайбер), который в течении нескольких лет охранял племянника мэра, мальчика Атари (Кою Ранкин).

Спустя полгода после массовой собачьей депортации Атари крадет небольшой самолет и улетает на Мусорный Остров с целью найти своего друга. Там он встречает разношерстную стаю альфа-самцов с говорящими именами: Босс (Билл Мюррей), Граф (Джефф Голдблюм), Король (Боб Балабан), Рекс (Эдвард Нортон) и Шеф (Брайан Крэнстон). Вместе они отправляются на поиски Спотса, подгоняемые правительственными поисковыми группами и угрозой уничтожения всей популяции острова.

Спустя почти 10 лет после выхода «Бесподобного мистера Фокса» Уэс Андерсон вернулся к кукольной анимации, да не с пустыми руками, а прихватив с собой все технические наработки последних лет и невероятный актерский состав (в котором при этом, как ни удивительно, не нашлось места братьям Уилсонам). И если в том же «Фоксе» режиссер еще как-то сдерживал свое чувство прекрасного, или, что вероятнее, того требовал адаптируемый первоисточник, то в «Острове собак» любимец всех романтиков и математиков мира разошелся ни на шутку.

Его второй полнометражный анимационный фильм — это настоящий клондайк всех художественных приемов, благодаря которым работы Андерсона так легко узнаются с первых же кадров. Не сдерживаемый никакими условностями, неизбежно возникающими при съемке живых людей и локаций, он превратил каждую секунду ленты в маленькую оду стилю. Буквально любой элемент, от игры со светом и цветовой палитрой до специфичной постановки мизансцены, тут кричит о том, сколько труда, любви и внимания было вложено в картину. И, что самое главное, стиль здесь не является самоцелью (хотя никто бы и не жаловался, будь это так), он строит необходимое пространство для истории — энергичной, смешной, немного фарсовой и пропитанной особенной авторской лирикой.

В «Острове собак» Уэс Андерсон вновь создает свой небольшой мир с его личными правилами и типичными героями: приятными, но неуклюжими и чудаковатыми, такими underdog dogs, как очень точно определяет сам фильм. Этих персонажей сложно представить где-то вне вселенной Андерсона, в любом другом месте они выглядели бы попросту нелепо и, наверное, даже поверхностно. Но здесь, среди неловкого юмора и диалогов, где каждая фраза выверенна столь же идеально, сколько знаменитые симметричные кадры режиссера, они чувствуют себя на своем месте.

Но, если своих героев и общее настроение от фильма к фильму Уэс менять не очень любит, то вот окружающий мир у него каждый раз совершенно разный. В своем новом фильме Андерсон, вдохновившись, по его собственным словам, работами Акиры Куросавы, перенес действие в Японию — край высоких технологий и неоновых огней. Что неудивительно, в стране восходящего солнца режиссер чувствует себя так же комфортно, как и в довоенной Европе, Индии или сельской Америке. Уникальным азиатским колоритом здесь дышит буквально каждый кадр, не в последнюю очередь благодаря композитору Александру Депле, который в «Острове собак» делает что-то совсем запредельное. Поэтому даже тот факт, что все герои-собаки тут разговаривают на чистом английском (чему, кстати, лента находит крайне уморительное объяснение), не даст вам ни на секунду забыть, в какой части света вы находитесь.

И да, к слову о разговорах. «Остров собак» — это один из тех фильмов, которым дубляж строго противопоказан: ну где еще вы услышите столько знакомых тембров на один квадратный метр? А уж за Брайана Крэнстона, который несколько раз за ленту на манер Уолтера Уайта заявляет: «I bite», картине хочется простить вообще все на свете. Если бы ей вообще было, что прощать.