Exodus

Катя Карслиди,

Исход: Цари и боги / Exodus: Gods and Kings
Реж. Ридли Скотт

Моисей (Кристиан Бэйл) и Рамзес (Джоэл Эдгертон) воспитывались в семье фараона Сети (Джон Туртурро) как братья, хотя ими не являлись: Моисея нашла дочь Сети, когда он был младенцем. После сражения с хеттами, где Моисей спасает Рамзеса от верной погибели, он отправляется в Пифом, где узнает правду о себе. Вернувшись, он застает Сети при смерти. Новым фараоном становится Рамзес, а Моисей - его военным советником, впрочем, ненадолго: Рамзес выясняет правду о его происхождении и изгоняет в пустыню.

Новый фильм Скотта является довольно близкой к тексту экранизацией «Исхода» (вот только Моисей не знает о том, что он еврей, видимо, для того, чтобы состоялась сцена с выяснением этого, вызывающая невольные параллели с эпизодом из «Далласского клуба покупателей», где герою Макконахи говорят о положительном результате теста на ВИЧ). События здесь показаны с точки зрения верующего – хотя Бога (в обличии истеричного ребенка) здесь и видит только Моисей, кары небесные представлены не иначе, как гнев Божий, что подчеркивается абсолютно никчемным научным объяснением их героем Юэна Брэмнера.

Явным плюсом фильма является техническая его сторона: операторская работа, работа художника, да и спецэффекты здесь весьма хороши, что, впрочем, было ожидаемо, учитывая режиссера, который тут в грязь падать не привык. Среди актеров наиболее странно выглядит Бэйл: играет-то отлично, вот только ощущение такое, что роль не совсем для него. Эдгертон однозначно справился с ролью человека, на себе доказывающего тезис «трудно быть богом». Второй план в целом довольно неплох, отдельно выделю Бена Мендельсона, который в роли манерного тирана-градоначальника за свое небольшое экранное время умудряется переиграть всех.

Проблема же кроется в том, что, кроме ожидаемого, фильму нечего больше добавить: слишком надежный, не идущий на риски, снятый талантливым человеком, но на автомате, поэтому максимум, что о нем можно сказать, это вялое «компетентный». Будто после вызвавшего огромные споры «Советника» (настолько живое кино вообще всегда вызывает их), Скотт решил сыграть на безопасной территории: кроме актеров, о которых и до выхода фильма уже все успели сказать, ничего больше не остается в памяти. Тем более странно в такой картине выглядит титр-посвящение его брату-режиссеру Тони, покончившему с собой в 2012 году: будто видишь антоним разрывающему «Катя, тебе» из «Святых моторов» Каракса. Впрочем, фильм не является поводом для сомнений в Ридли: бывали у него проходные картины и раньше, но он неизменно возвращался в форму. Так что смотрим с надеждой в будущее, а насчет того, смотреть ли «Исход» - ну, совсем не обязательно, но это далеко не худший вариант в репертуаре наших кинотеатров.

Сергей Кощеев