«Высотка»: Любовь живет на 25-м этаже

Diana Levchenko,

В прокате появился новый фильм Бена Уитли под названием «Высотка» — долгожданная экранизация одноименного романа Дж. Г. Балларда. Как и первоисточник, картина полна секса и насилия, и, к сожалению, это единственное, что роднит ее с книгой.

Доктор Роберт Лэнг (Том Хиддлстон) заселяется в новомодные апартаменты на 25-м этаже высотного здания, построенного по проекту гениального архитектора Энтони Ройяла (Джереми Айронс). Замысел Ройяла состоял в том, чтобы создать идеальный жилой комплекс, включающий в себя все нужные человеку инфраструктуры (супермаркет, спортзал, бассейн), что позволит покидать здание как можно реже. Но не все так безоблачно: жители нижних этажей часто страдают от перебоев со светом и засоров в мусоропроводе, а их дети, в свою очередь, мешают веселиться соседям, которые устраивают вечеринки на крыше. Напряжение растет, терпение кончается, а особенно его мало у безработного режиссера с кучей спиногрызов (Люк Эванс), которому и приходит в голову идея локального переворота. Доктор Лэнг же оказывается меж двух огней, живя ровно между пролетариатом и буржуа, и старается дистанцироваться от обоих слоев настолько, насколько это возможно.

«Высотка» — пожалуй, самый стилистически продуманный фильм сезона. Авторам фильма удалось создать эффектную площадку для съемок, вдохновленную интерьерами из «Заводного апельсина», а режиссер то и дело шлет воздушные поцелуи то Дэвиду Финчеру, то Дэвиду Линчу. И, как ни странно, это жутко режет глаз. Непроизвольно представляешь, как Бен Уитли и Лори Роуз с упоением простраивают каждый кадр, решают, с какой стороны лучше падает свет на торс Тома Хиддлстона и где будет уместнее использовать слоу-мо. Заигравшись со стилем, режиссер совсем забыл о сюжете.

«Высотка» явно не понравится фанатам книги, а тех, кто ее не читал, и вовсе оставит в смятении. Сценарий, написанный женой Уитли (Эми Джамп), во многом переиначивает источник, и это не идет картине на пользу. В фильме едва прослеживается мотивация героев, и, кроме того, добавлены сцены и поступки, которые для данных персонажей не типичны вообще. Так, добавлен герой Манро (он тут заменяет того самого ювелира), полный гонора мальчик, с которым Лэнг сыграл злую шутку, что было совсем лишним. В оригинале Лэнг, как и остальные жители высотки, не отличался святостью, но кое-какие принципы у него все-таки были. Также сильно смущает тот факт, что в конце фильма Роберт резко становится однолюбом — это уже явно добавили для эффекта хэппи-энда с налетом романтики. Но хуже всех приемов Джамп, пожалуй, приписанная смерть сестры Лэнга, которая якобы должна объяснить, почему же доктору так грустно и одиноко. Многие линии сценарист просто безжалостно обрубает, чтобы было больше времени для симпатичных тел в кадре. Кульминация вообще скомкана, и то, к чему так долго шел персонаж Эванса, выглядит недоразумением.

Конечно же, удачным решением было сделать героя Хиддлстона главным протагонистом и поставить его на постере так, чтобы девочкам пониже было видно. Это обещает хоть какую-то кассу такому неоднозначному фильму. Но главным на этом празднике жизни стал все же Люк Эванс. Ему удалось сыграть настоящего безумца и привнести в картину некий драйв. Нельзя сказать, что остальные актеры не старались, скорее им достались достаточно скучные и привычные для них партии. Сиенна Миллер опять в амплуа шальной любовницы, Джереми Айронсу теперь предлагают только роли престарелых умников, а Том Хиддлстон все никак не может найти одежду. Причем прослеживается печальная тенденция: чем меньше ее на теле актера, тем хуже фильм/сериал, а его персонажей уже перестаешь различать — все они одинаково грустные герои девичьих сердец с томным взглядом. В случае «Высотки», само собой, нельзя было иначе, но добавить персонажу немного веса все-таки стоило.

В целом, конечно, нельзя назвать «Высотку» абсолютно провальным фильмом, но все же лучше оставить Балларда для надежных рук Дэвида Кроненберга. Кстати, один из лучших моментов в фильме — сцена с избиением человека посредством нанесения ударов Бафтой. Ненароком вспоминаешь Джулианну Мур, и, о, как здорово же все могло получиться.

Дайана Левченко