«Скрытые фигуры»: When help is not The Help

Дарья Житкова,

Скрытые фигуры / Hidden Figures
Режиссер: Тед Мелфи
В главных ролях: Таранджи П. Хенсон, Октавия Спенсер, Жанель Моне, Кевин Костнер, Кирстен Данст, Джим Парсонс, Махершала Али
Дата премьеры в РФ: 16 марта

Три выдающихся женщины-математика в составе «цветного отдела» НАСА делают расчеты для запуска первого американского космонавта на орбиту в конце 1960-х. События космической гонки между США и СССР стремительно развиваются, а все данные меняются каждый час. Масла в огонь добавляет тот факт, что специалистам приходится не только справляться с навалившейся ответственностью, но и постоянно сражаться с расовыми предрассудками. Дело в том, что в те времена к афроамериканцам относились словно к прокаженным — отдельный туалет, ограниченные места в автобусе, цветной отдел в библиотеке и даже запрет на учебу после 8-го класса.

Тед Мелфи — режиссер множества коротких метров и трогательного «Святой Винсента» с Биллом Мюрреем в главной роли — мастерски умеет достучаться до человеческой души. Для своей второй полнометражной картины (не считая телевизионного дебюта) постановщик берет одноименную научно-популярную книгу писательницы Марго Ли Шеттерли, которая провела больше четырех лет в архивах, исследуя персоналии трех главных героинь. Нетрудно заметить по количеству фильмов, поднимающих вопросы расизма, что сейчас американский кинематограф находится в затяжной стадии извинения за долгие века рабства и притеснения, и, надо думать, количество картин, ратующих за равноправие, будет расти в геометрической прогрессии.

Основным достоинством фильма являются актерские работы и это касается как первого плана, так и второстепенных персонажей. Играя реально существующих людей, Тараджи П. Хенсон и Октавия Спенсер выглядят более чем убедительно. Живость, комическая непринужденность и огромная вера в себя, с которой они показаны, заряжают картину недюжинной энергией. Не оставляет равнодушным и дебютантка этого года певица Жанель Моне, которая также сыграла в нашумевшей драме «Лунный свет». Второй план не менее блистателен: Кирстен Данст и Махершала Али по-снайперски точно попали в образы, не говоря уже о Кевине Костнере, изображающем строгого босса, и Джиме Парсонсе в традиционном амплуа проницательного физика.

Чересчур очевидные попытки придать драматизма проблеме «цветных» бросаются в глаза и без нескончаемых шуток о том, кто какой национальности. Чего стоят, например, нарочито долгие пробежки одной из героинь до «их» туалетной комнаты, демонстрирующие подчинение существующему режиму, пропитанные при этом надеждой, что кто-то заметит и исправит эти неудобства. Таких приемов здесь полно, и они могут показаться излишне наигранными, но таков уж жанр. Слава богу, харизма актерского состава приглушает неизбежные клише, не давая ленте скатиться в благонамеренную банальность.

Фильм привлекает внимание к практически не изученной, но при этом немаловажной теме для современного американского движения за расовое равноправие — роли «цветных» женщин в развитии космонавтики. «Скрытые фигуры» представляет собой совершенно точное высказывание о том, что сегрегация является пережитком прошлого, не превращаясь при этом в тяжеловесную драму (в основном из-за неутомимых главных героинь и бодрых музыкальных мотивов, которые Фаррелл Уильямс написал специально для картины). Однако у медали две стороны и несмотря на то, что лента смотрится очень легко, она оставляет о себе хоть и приятное, но все же весьма поверхностное впечатление.

[Дарья Житкова

](http://cinemaholics.ru/author/daria/)