«Любой ценой»: Гроздья гнева

Сергей Кощеев,

Любой ценой / Hell or High Water
Режиссер: Дэвид Маккензи
В главных ролях: Крис Пайн, Бен Фостер, Джефф Бриджес, Джилл Бирмингем и др.
Дата премьеры: 18 августа

Техас. Два брата в экстремальном режиме грабят банки полупустых городов по всей округе, не оставляя следов. За их дело берется вместе со своим напарником, наполовину индейцем, наполовину мексиканцем, выходящий на пенсию шериф Маркус Гамильтон. Они выжидают в пустынных городах, забегаловках и мотелях момента, когда преступники ошибутся. Ведь, как говорит один из братьев, никто еще не уходил чистым после ограбления.

Дэвид Маккензи за свою карьеру снял много весьма непохожих друг на друга фильмов, но всеобщее признание получил за предыдущую свою работу — суровую тюремную драму «От звонка до звонка». Многие могли посчитать, что режиссер попросту вытянул счастливый билет, но Маккензи развеивает эти домыслы своей новой картиной, которая без обиняков является лучшей в его творчестве.


Как и прошлый фильм, «Любой ценой» — вещь крайне маскулинная, но совсем другого рода. Перед нами предстает современная версия «Гроздьев гнева»: посткризисная картина юга, погрязшего в бедности и долгах, толкающих на преступление из желания поступить правильно, а нефть является единственной постоянной валютой. И Маккензи под силу как жанровая составляющая — напоминающий Кормака Маккарти и братьев Коэнов бескомпромиссный и моментами дико смешной триллер — так и мощное политическое высказывание в сторону государственной системы. А саундтрек Ника Кейва и Уоррена Эллиса, мастеров южанского мрака как в музыке, так и в литературе, смешивается со старым блюзом и фолком в единое целое, усиливая ощущение, будто место действия находится в нескольких временах сразу.

Люди здесь и по ту, и по эту сторону закона заставляют проникнуться пониманием и даже уважением к ним — они истекают кровью и отдают жизни за чужую войну. И справедливость может существовать, кажется, только в первобытном смысле — деньги, хоть и украденные, делают человека неприкасаемым для властей, и единственным возможным вариантом становится дуэль. Дикий Запад вновь открывает глаза.

[Сергей Кощеев

](http://cinemaholics.ru/author/kendaskig/)