«Голем»: Да будет человек
Efim Gugnin,
«Голем» изо всех сил пытается соответствовать величественному статусу своего тезки из старой пражской легенды, но в итоге проваливается под тяжестью собственных амбиций. Самое печальное здесь то, что и нормальной детективной истории из ленты Медина не вышло.

The Limehouse Golem / Голем
Режиссер: Хуан Карлос Медина
В главных ролях: Билл Найи, Оливия Кук, Дуглас Бут, Эдди Марсан
Дата премьеры в РФ: 19 октября 2017

Викторианский Лондон, конец XIX века. Весь город взбудоражен серией убийств, ответственность за которые несет маньяк по кличке «Голем из Лаймхауса». Скотланд-Ярд, отчаявшись в попытках поймать преступника, передает дело опальному инспектору Килдэру (Билл Найи), которые решает во что бы то ни стало найти виновного — тем более, что от этого зависит жизнь молодой вдовы Лиззи (Оливия Кук).

Как и многие фильмы, к которым применима фраза «кладбище нереализованного потенциала», «Голем» в первую очередь страдает от того, что в нем тотально сбит фокус — причем во всех смыслах. Проще говоря, режиссер Хуан Карлос Медина будто бы не смог до конца определиться с жанром своего детища, а вместе с тем не смог решить, что именно хочет рассказать. В итоге фильм, который по началу выглядит как бодренький детектив, к середине внезапно вязнет в ненужных побочных линиях и бесконечных флэшбэках.

Очевидно, что, раскрывая второстепенных героев, Медина хотел добиться создания более полной картины того времени. Но, как ни крути, «Голему» далеко до звания исторической драмы, а потому все это обнажение пороков и высмеивание предрассудков викторианского общества выглядит как не слишком удачная попытка прибавить своей работе веса. Фильм успевает несколько раз посетовать на гендерное неравенство, поразмышлять о том, что люди готовы делать ради успеха и популярности, поговорить о проблемах любви, ревности и (крайне нелепо) сексуальных меньшинств. Но ни одна из тем в итоге не занимает центральное место, и поднимает их картина либо чересчур прямолинейно, либо слишком небрежно.

alt

Усугубляют ситуацию неряшливый монтаж, бесхитростная операторская работа и декорации, которые вроде бы и передают дух викторианской Англии, но отдают какой-то натужной театральщиной. Да и в целом фильм (ввиду довольно скромного бюджета, видимо) выглядит скорее как среднестатистический сериал по BBC, нежели как полнометражная картина.

Потенциал отличного актерского состава, как, впрочем, и всего остального, безнадежно улетел в черную дыру слабого сценария. В итоге замечательному Биллу Найи играть здесь попросту нечего, и единственный, кто хоть как-то спасает ситуацию — Оливия Кук. Ее героиня хоть и не блещет глубиной и, зачастую, адекватностью, но, по крайней мере, как-то меняется по ходу сюжета.

alt

«Голем» изо всех сил пытается соответствовать величественному статусу своего тезки из старой пражской легенды, но в итоге проваливается под тяжестью собственных амбиций. Самое печальное здесь то, что и нормальной детективной истории из ленты Медина не вышло. События, непосредственно связанные с поисками маньяка, развиваются настолько стремительно, что, кажется, куда бы не пошел главный герой, он везде обязательно найдет ключевые для расследования улики. Финальный твист так и вовсе еще к середине фильма разгадает любой человек, хоть немного знакомый с жанром.