Гид по Beat Film Festival

Мария Ремига,

26 мая в Москве стартует, возможно, лучший российский фестиваль документального кино Beat Film Festival. Мы окинули смелым взглядом программу, умерли от количества интересных фильмов, воскресли и написали для вас субъективный гид по фестивалю: что, когда и почему стоит обязательно посмотреть.

В Санкт-Петербурге показы тоже пройдут — с 3 по 5 июня.


B-Movie: Lust & Sound in West Berlin 1979-1989 / B-Movie: шум и ярость в Западном Берлине
dir. Klaus Maeck

Недисциплинированный в лучшем смысле этого слова фильм о свободе и вечной молодости. 1978-й год, молодой продавец винила Марк Ридер бежит из Англии в Западный Берлин в поисках лучшей доли и попадает в водоворот истории. На его глазах Германия бесконечно теряет себя и обретает вновь, а лучшие ее сыны начинают вершить революцию в искусстве.

Марк Ридер в интервью Colta.ru:

Берлин всегда был особенным городом. Конечно, еще более особенным он был в 80-е, когда оказался островом, окруженным стеной. Это было настолько странно, что свобода самовыражения там проявлялась мощнее, чем где-либо еще, — как раз благодаря внешней репрессии. На первый взгляд, это звучит нелогично. А по факту Берлин наводнили молодые люди из ФРГ, чтобы уклониться от армии. К тому же именно сюда стекались артисты — музыканты, художники, режиссеры. В то время не было интернета, людям необходимо было встречаться друг с другом. Все это создало эффект параллельного мира, который существовал только в этом городе, что, в первую очередь, было заметно по ночной, культурной жизни. Когда нам было по 20—30 лет, мы ощущали, что переживаем как минимум музыкальную революцию — столько всего происходило в тот момент. Причиной этого был панк, а следствием — все те новые музыкальные течения, которые появились на его основе, как бы вы их ни называли. При этом политическая ситуация была предельно неясной, и мы понятия не имели, как долго все это просуществует. Например, группа Einstürzende Neubauten пела в одной из своих первых песен: «У нас осталось три года до того, как рухнет мир».

Подробнее читайте в нашей рецензии.


Requiem for the American Dream / Реквием по американской мечте
dir. Peter D. Hutchison, Kelly Nyks, Jared P. Scott

Влиятельнейший лингвист и философ, кумир Тома Йорка и последовательный борец с капитализмом Ноам Хомский рассуждает об американской экономике, демократии и других важных вещах. Грандиозный фильм-лекция, сделанный в три руки, состоит из метких наблюдений, редких архивных кадров и бьющих навылет крупных планов. Все общественные ипостаси Ноама гармонично переплетаются с его личными переживаниями, давая на выходе удивительный результат. Взболтать, но не смешивать.


Heart of a Dog / Собачье сердце
dir. Laurie Anderson

Пронзительный режиссерский дебют Лори Андерсон, выдающейся артистки и вдовы Лу Рида. Несмотря на название, Булгаков тут не причем: толчком к созданию картины послужил земной путь терьера Лори по кличке терьер Лолабель. Чего только нет в этой картине: наивная анимация, домашние видео, цитаты из тибетской Книги мертвых и, конечно, море музыки, которая, кажется, будет вечной.

Лори Андерсон о фильме:

Моя картина родилась из этого намерения — преодолеть в себе скорбь, уничтожить ее. Ведь любая скорбь основана на жалости к себе. Конечно, ты не можешь просто развеселиться и забыть о тех, кто покинул этот мир. Но ты можешь научиться понимать грусть, не испытывая ее. Это очень важно. Грусть всеведуща, она повсюду, и, если ты повернешься к ней спиной, она нанесет удар в спину. Просто надо перестать плакать и сделать что-то. Встать, выйти из состояния неподвижности, превратить это чувство во что-то деятельное. Заполнить пустоту. Кино я снимала именно о преодолении страдания.


Mapplethorpe — Look At The Pictures / Мэплторп: Только полюбуйтесь
dir. Fenton Bailey, Randy Barbato

Роберт Мэплторп — бунтарь, соратник Патти Смит и ролевая модель для многих влюбленных в искусство мальчишек и девчонок. Откровенный документальный фильм о его жизни не отводит взгляда от безумных и даже неприятных сторон личности Роберта, выдавая зрителю цельный и завораживающий потрет одной из ключевых фигур современной фотографии.

Из книги Патти Смит «Просто дети»:

О Роберте сказано много, а будет сказано еще больше. Юноши будут подражать его походке. Девушки будут надевать белые платья и оплакивать его кудри. Его будут проклинать и боготворить. Осуждать или романтизировать его крайности. В итоге правду о нем узнают через его творчество: произведения художника — это и есть его материальное тело. Тело, которое не чахнет. Тело, которое люди судить не властны: ведь искусство поет о Боге и, по большому счету, только Ему и принадлежит.


The Seasons in Quincy: Four Portraits of John Berger / Времена года в Кенси: 4 портрета Джона Берджера
dir. Bartek Dziadosz
Written by Tilda Swinton

Фильм-посвящение Джону Берджеру — художнику, писателю, поэту, арт-критику, режиссеру, букеровскому лауреату, я список талантов прочел до середины. Картина разбита на четыре главы с абсолютно разной энергетикой: от дружеских посиделок с Тильдой Суинтон, близкой подругой мастера и сценариста ленты, до яростных дебатов обо всем на свете.


Junun / Джунун
dir. Paul Thomas Anderson

Пол Томас Андерсон и Джонни Гринвуд — творческий союз, за который хочется каждый день благодарить мироздание. На этот раз тандем выпустил на свет документальную ленту, насквозь пропитанную музыкой, имеющей явно внеземное происхождение. Картина расскажет о поездке Гринвуда в Индию, где он записал альбом с местными музыкантами, но, конечно, это нечто большее, чем аккуратная летопись одного путешествия. Камера Пола вбирает в себя осколки удивительного мира, где нет городского шума, а есть только ветер и странные, но манящие звуки.


Oleg y las raras artes / Олег и редкие искусства
dir. Andrés Duque

Поймать неуловимого композитора Олега Каравайчука в объектив камеры — практически нереальная задача, однако режиссеру из Венесуэлы Андресу Дуке удалось невозможное: он снял о великом музыканте целый фильм. Картина в очередной раз показывает, как угловатая эксцентрика гения обнуляется его талантом: когда он начинает играть, все становится неважным.

Олег Каравайчук:

Мне часто говорят, что это не я играю, а мой стул. Потому что моя музыка сочиняется сама по себе, я только даю ей выйти наружу. Это же ­такая вещь, ее трогать нельзя. А те, кто считает, что знают, как надо, — у них в голове полиомиелит.


Free to Run / Бег — это свобода
dir. Pierre Morath

Летопись бега как культурного явления и способа борьбы с системой. Главные герои фильма достойны размашистых голливудских полотен: Кэтрин Швитцер — первая женщина-марафонец; Фреда Лебоу — основатель Нью-Йоркского марафона, не бросивший любимое дело даже после того, как заболел раком; Стив Префонтейн — борец за право любителей на профессиональную спортивную карьеру.

Мария Командная (главный редактор The-Challenger.ru) о фильме:

Эволюция и даже скорее революция бега (сексуальная так уж точно) — и есть главная тема этого фильма. Люди, благодаря которым побежал весь мир, благодаря которым побежали женщины (что особенно важно), благодаря которым марафоны стали проводиться чуть ли не во всех крупнейших городах, — «Free to Run» позволяет познакомиться с ними и понять, как бег заполучил многомиллионную аудиторию и породил индустрию, генерирующую многомиллионные продажи.


Вся информация о фестивале доступна здесь.

Источники: Afisha, Colta. ru, Just Kids by Patti Smith.