«Призрак в доспехах»: Трудности перевода
Сергей Кощеев,

Призрак в доспехах / Ghost in the Shell
Режиссер: Руперт Сандерс
В главных ролях: Скарлетт Йоханссон, Такеши Китано, Йохан Филип Асбек, Жюльет Бинош, Майкл Питт
Дата премьеры в РФ: 30 марта 2017 года

Майор Мира Киллиан — агент Девятого отдела полиции Японии. Она — киборг с человеческим мозгом и роботизированным телом, произведенная компанией «Ханка Роботикс». Текущая миссия отдела — поиск Кудзэ, убийцы-хакера, который охотится за важными лицами «Ханка». Это дело может помочь Майору проникнуть в тайны своего существования и узнать несколько непростых истин о себе.

Экранизация культовой вселенной, основанной на манге, принадлежащей другой культуре и содержащей как минимум один бесспорный шедевр (полнометражное аниме 1995 года от Мамору Осии) — дело сложное и неблагодарное. Неудивительно, что проект на всех стадиях сопровождал шум заслуженного скепсиса: действительно, от режиссера, в чьем послужном списке значится только «Белоснежка и охотник», сложно ждать откровения. Его, конечно, не происходит, но «Призрак в доспехах» никак не назовешь провалом.

С первых кадров становится ясно, что фильм в визуальном плане обязан практически всем Мамору Осии. Постановка ключевых экшн-сцен, что называется, один в один — новые песни пишут те, у кого старые плохие. Здравая мысль, ибо иметь права на экранизацию и не переснять эпизод с дракой в воде на фоне города было бы преступлением. В любом случае визуальная проработка картины замечательная: от типичных киберпанковских многоэтажек с неоном до старых китайских районов с гастрономическими палатками — все атмосферно и очень красиво.

При всех оммажах аниме 1995 года, история в новой экранизации другая, и сюжет оригинала здесь смешан с ветками из ТВ-сериалов и манги. Более яркий акцент сделан на истории Майора, ее прошлом и нынешней рефлексии, что поначалу раздражает, но в итоге даже оказывается плюсом. Просто стоит привыкнуть и понять, что масштаб фильма более мелкий: если аниме Мамору Осии доходило до рассуждений о том, что делает человека человеком, и о беспредельности разума в эпоху искусственного интеллекта, то картина Руперта Сандерса в уже типичной для нового американского кино манере ограничивается критикой бездушности корпораций и тоталитарного строя.

Что касается отряда, то по большей части в фильме фигурируют только Майор, Бато и Арамаки с эпизодическим участием еще некоторых сотрудников. Подавляющая часть основного каста — европеоидная, что заставляет чесать голову в недоумении в некоторых случаях, но Йоханссон вполне себе удачно вписалась в роль Майора и особенно сияет в драматичных моментах. Недостаток азиатов же с лихвой компенсирует участие Такеши Китано. Арамаки в его исполнении — самый яркий персонаж второго плана. Когда он берется за оружие, понимаешь, что Такеши с огнестрельным — одна из лучших вещей, которую может предложить кинематограф.

Картина Сандерса в итоге вышла эффектной и не особо глубокой фантастикой в киберпанк-оболочке. Она стоит, что называется, на плечах гигантов, и нового слова в жанр не вносит совсем, но все же не сваливается с этих плеч в заунывную бездарную бездну. Учитывая заниженные ожидания, такого оказывается более чем достаточно.

Сергей Кощеев