«Бег – это свобода»: The loneliness of the long distance runner

Мария Ремига,

Название: Free to Run / Бег – это свобода
Режиссер: Пьер Морат
Дата премьеры: 22 сентября

50 лет назад в бег не пускали ни любителей, ни женщин. Однако бунт на корабле просто ждал своего часа: в середине 60-х громко заявила о себе Кэтрин Швитцер — целеустремленная девушка, которая хотела участвовать в забегах наравне с мужчинами. В 1967-м году ее столкнул с дорожки директор Бостонского марафона, а на следующий день Кэтрин проснулась знаменитой, так как фотография этого момента облетела все крупные мировые издания. Швитцер борьбу на этом не бросила и в итоге стала пламенным мотором первого марафона для женщин и комментатором первого женского забега на Олимпийских играх 1984-го года.

Примерно в это же время Фред Лебоу пытается прорвать оборону профессионального снобизма и организует кружок бегунов-любителей, который в будущем вырастет до Нью-Йоркского марафона. Значительно позже, в 62 года, он, болея раком, осуществит свой самый главный забег, дабы показать, что уйти тоже можно красиво.

Орегонец Стив Префонтейн установил семь американских рекордов на разных дистанциях и всю свою жизнь посвятил привлечению внимания к проблемам бега. По части энергетики Стив мог дать фору многим рок-звездам, но ушел он до обидного рано: в 24 года спортсмен погиб в автомобильной аварии.

Сотни архивных кадров, красиво выцветших, похожих на полароидные снимки, аккуратно склеены в увлекательную, местами совершенно поразительную историю одной революции. «Бег – это свобода» довольно убедительно, пусть и в слегка надоевшем формате «говорящих голов», напоминает зрителю, что абсолютно все занятия на свете есть ни что иное, как способ познания себя и мира, как средство борьбы с закостеневший системой. Бег, конечно, не такой очевидный способ, не такой популярный проводник, как, допустим, музыка или наркотики, но тоже ничего себе.





Чисто технически фильм ничего нового не предлагает, разве что проливает свет на бег как культурное явление. Архивы чередуются с интервью, иногда за кадром звучит музыка, бодрый монтаж, четкий ритм, фильм и сам как будто куда-то бежит, торопится рассказать свою историю, не упустив при этом важных деталей. И, кажется, цель достигнута: вроде бы галопом по Европам, а меж тем после просмотра в голове складывается цельная картина. Из каждого профайла мог бы получиться роскошный голливудский фильм (попытки уже даже были, так, например, Стива Префонтейна успел сыграть вездесущий Джаред Лето), но жизнь в данном случае куда мощнее любого художественного вымысла. Поэтому вот так, в виде сухих архивов и рассказов очевидцев, все эти биографии сияют гораздо ярче.

Все возможные выводы — на поверхности. «Бег – это свобода» — это не только и не столько история конкретного вида спорта, это в какой-то степени и история Америки с ее постоянным перепридумыванием самой себя, и духоподъемный гимн, и ода человеческому телу и его возможностям. Универсальная, в общем, история.