«Франц»: Время жить и время умирать

Алихан Исрапилов,

Франц / Frantz
Режиссер: Франсуа Озон
В главных ролях: Паула Бир, Пьер Нинэ, Эрнст Штёцнер, Мария Грубер
Дата премьеры: 13 октября

1919 год. Первая Мировая война закончилась поражением Германии и составлением унизительного мирного договора, который озлобил почти все население страны. В маленькой немецкой деревне молодая девушка Анна ухаживает за могилой Франца, своего жениха, убитого на фронте. Она живет с родителями покойного – доброй матерью и отцом-врачом, разочаровавшимся в войне из-за потери сына. Жизнь семьи меняется, когда к могиле немца начинает приходить молодой француз Адриен, который представляется довоенным другом Франца. Постепенно Адриен становится заменой Франца не только для родителей, но и для Анны, которая в компании француза снова чувствует вкус жизни.

Некогда провокатор Франсуа Озон, последние 3 фильма которого выходили каждый год, взял перерыв на 2 года и вернулся с мелодрамой «Франц», частично основанной на картине 1932 года «Недопетая колыбель» Эрнста Любича. Только там центральным персонажем был француз, а в ленте Озона акцент смещен на вдову погибшего солдата – Анну. Более того, если первая часть «Франца» как-то следует по стопам «Колыбели», то вторая, полностью придуманная Озоном (и, чего греха таить, лучшая) половина меняет не только основные локации с Германии на Францию, но и жанр: мелодрама превращается в настоящий детектив.

Детально проработанная атмосфера скорби немецкого городка и витающего в нем настроения поражения помогают Озону воссоздать портрет общества, страдающего от тяжелой травмы. Неслучайно папа Франца при первой встрече с Адриеном говорит: «любой француз – убийца моего сына», но после личного знакомства со вчерашним врагом постепенно приходит к мнению, что вина за смерть сыновей полностью лежит на их отцах, которые «посылали на войну ружья». Таким образом, картина по-новому рисует портрет потерянного поколения, не забывая и о антивоенном посыле. Гибель Франца, ушедшего на войну пацифистом, по сути, объединяет молодого француза и его собственную семью (см. Францию и Германию). Оттого прекраснее выглядит сцена, где Франц играет на скрипке, а Анна аккомпанирует ему на пианино — будто две страны забыли эту страшную вражду.

Фильм хоть и снят в черно-белых тонах, таким он остается не все время. В редкие моменты радости картина буквально расцветает на глазах. Но именно расцветает, а не становится цветной. Мы будто смотрим колоризированную старую ленту — чувствуется, что первый слой черно-белый. Такой способ кажется очень простым, но в фильме он обрушивается мощным эмоциональным ударом по зрителю, особенно в тот миг, когда изображение снова теряет цвет. Схожий эффект в последнее время был только у раздвигающегося экрана в «Мамочке» Ксавье Долана.

Стержнем фильма является Анна, сыгранная молодой немецкой актрисой Паулой Бир. За эту роль она заслуженно получила премию Марчелло Мастрояни на Венецианском кинофестивале. Ее героиня сперва очень скупа на эмоции, но постепенно раскрывается, и через принимаемые решения Анна становится действительно сложным и неоднозначным персонажем. И во многом благодаря этому финальный кадр так врезается в память: Озон ставит решительную точку на долгом пути девушки через скорбь к долгожданному счастью.

Алихан Исрапилов