Трое На Ферме, Не Считая Собаки


Завершая серию рецензий к фильмам с Маттиасом Шонартсом (напомним, что до этого мы обозревали «Французскую сюиту» и «Небольшой хаос»), нельзя проигнорировать «Вдали от обезумевшей толпы» — фильм Томаса Винтерберга, уже вышедший в мировой (кроме России) прокат.

Мисс Авердин живет размеренной жизнью в английском захолустье. Однажды она встречает фермера, который проводит с ней всего пару минут, а на следующий день дарит девушке ягненка и зовет замуж, обещая свою ферму, собаку и пианино. Мисс Авердин гордо отказывается, сославшись на свою независимость, а чуть позже выясняется, что теперь она — наследница крупного поместья, и фермер ей при таком раскладе вообще нафиг не нужен. Из грязи в князи, мисс Авердин обзаводится служанкой, и одним февральским вечером девушки решают в шутку послать валентинку одному очень богатому джентельмену. Мужчина шуток не понимает, и зовет мисс Авердин замуж, предлагая впридачу свое поместье, лошадь и пианино. Но и здесь мисс Авердин говорит «нет», даже не объясняя причину. Вскоре на ферме появляется бежавший из города солдат, который, недолго думая, зажимает мисс Авердин в лесу. Свадьбу играют пару дней после. И уже будучи замужем, девушка так и не может решить, чего же она хочет от жизни больше — богатства, преданности или секса в неожиданных местах. История стара как мир — юная леди, столкнувшись с вниманием сразу нескольких мужчин, теряет голову и пускается во все тяжкие.

Экранизируя английскую классику, велик соблазн оставить распутывать клубок отношений главных героев зрителю. Винтерберг этому соблазну поддается — и на выходе получает двухчасовую мыльную оперу. Картина по структуре напоминает компьютерную игру — уровень сложности повышается каждые 15 минут, сюжетных линий становится все больше, логики — все меньше, просмотр фильма сводится к тому, что пытаешься элементарно уследить за сюжетом, а все остальное — не так уж и важно. Винтерберг слишком сильно дорожит каждым предложением в книге, и не может отказаться даже от моментов, никак не влияющих на историю. В фильме настолько много всего, что еще чуть-чуть — и он разлетится вдребезги. Другая страсть Винтерберга — виды природы, и прием обычно работает, когда метраж надо чем-то заполнить, но в данном случае, хлеба и зрелищ предостаточно, куда уж тут еще кадры с ползущими улитками. В глаза бросается, как режиссер намерено уходит от шаблонной съемки — и отказывается от общих и крупных планов, но, в особенности — от снятых через плечо собеседника. Винтерберг еще не до конца отделался от своих привычек времен Догмы 95, прошлое, как известно, не пропьешь, но единственное, что здесь осталось от наставлений дядюшки Триера — изредка дрожащая камера и отсутствие имени режиссера в титрах. Но, такие вещи слишком легко упускаются, ведь сюжетная линия не дает следить за чем-то еще. Не имеет значения, насколько хорошо срежиссирован фильм, вы все равно этого не заметите.

Из актерского состава нельзя даже выделить кого-то — все справились со своими ролями на «отлично». Маттиас Шонартс уверенно становится актером одной роли, снова играя молчаливого рассудительного романтика, но большего от него и не требуется. Майклу Шину наконец выдали одежду, и в фильме ни разу не упоминается «фаза плато». Он играет немного постаревшего денди, обаятельного, с идеальными манерами — а играть шаблонного героя, как правило, сложнее всего. Том Старридж предстает зрителю на экране с совершенно другой стороны, и необычно видеть, как из застенчивого Аллена Гинзберга, вечно протирающего свои очки, Старридж вдруг становится неким британским аналогом Луи Гарреля в роли Жака де Бошера. Джуно Темпл, актриса, снимающаяся везде и нигде одновременно, к сожалению, не отходит от своей протоптанной дорожки — затеряться на фоне ярких актеров, играя не самую выдающуюся второстепенную роль. Джуно никогда не дают больших сильных ролей — и до сих пор неясно почему, девушка из года в год показывает, что способна на многое.

И еще есть Кэри Маллиган — уже без своих трогательных ямочек на щеках — которая все еще немного Дейзи Бьюкенен, и немного Сисси Салливан — ранимая, очаровательная, и всегда слегка несчастная. Кэри отточила мастерство полуулыбок и мимолетных взглядов, и теперь использует эти приемы в каждом фильме, но роли Маллиган так и не изменились — влюбленные девушки с большими надеждами. Так что Кэри ничего не остается, как быть этой самой влюбленной девушкой — молодой, наивной и еще не испорченной жизнью, и сиять на экране.

«Вдали от обезумевшей толпы» — это еще один фильм о «любви-которой-нет», для тех, кто зачитывается Джейн Остин, лежа на лугу весенним днем. Его не снимали, чтобы зритель задумался о классовом разделении, или о месте женщине в социуме, или о чем-нибудь еще. Лучшее, что может дать этот фильм — возможность сбежать от обезумевшей толпы, в кинотеатр, попереживать, посхлипывать, помечтать, и сделать вид, что такая романтическая история тоже может произойти в реальном мире — а потом вернуться в суровую реальность, тайно надеясь, что Маттиас Шонартс в настоящей жизни такой же, как и во всех трех фильмах.


comments powered by Disqus