Так лучше, чем от водки и простуд


Покорение Эвереста, безусловно, главное событие в жизни профессионального альпиниста, любители, впрочем, тоже стремятся забраться на эту вершину. Поэтому неудивительно, что существуют коммерческие экспедиции, во главе которых стоят опытные скалолазы, ведущие свои группы на высочайшую точку мира. Именно две такие экспедиции и стали участниками трагических событий, произошедших 10-11 мая 1996 года: «Консультанты по приключениям», ведомая Робом Холлом (Джейсон Кларк), и «Горное безумие», которой управлял Скотт Фишер (Джейк Джилленхол), были настигнуты снежной бурей, находясь на высоте более 8000 метров.

Хотя трейлеры по большей части производили сомнительное впечатление (особенно слова «Любовь! Семья! Страх! Боль!», заставляющие воспроизводить в памяти знаменитую Money, Success, Fame, Glamour из «Клубной мании»), «Эверест» Бальтасара Кормакура – это действительно захватывающая драма. Собрав на редкость впечатляющий каст (Кларк, Бролин, Джилленхол, Найтли, Эмили Уотсон, etc.), режиссеру и сценаристам удалось правильно использовать его возможности. Если бы существовал Оскар за лучший актерский ансамбль, этой команде он был бы обеспечен. Персонажи здесь набросаны весьма бегло, однако вменить это в недостаток не получается: именно настолько люди узнают друг друга в подобных группах, где все незнакомы, но объединены общей целью.

Отметить стоит еще и то, что фильм больше тяготеет к реализму, нежели к зрелищности. Показан весь путь группы Холла от самого отъезда до начала подъема, опасность которого понимали все. Трагедия здесь не выпирает из общего строя, а разворачивается постепенно, хотя и неотвратимо и всепоглощающе, но подкрадываясь маленькими шагами, цепляясь за случайности и недосмотры. Просто природа, которой всегда плевать на то, кто чем обладает и кого ждут, – самый беспристрастный противник, которому потому и интереснее всего бросать вызов.

С технической стороны к картине сложно придраться – операторская работа, звук, монтаж на очень высоком уровне – но все же главный успех фильма заключается в полностью использованном драматическом потенциале. В картине все изображено настолько убедительно, трогательно и мощно, что в принципе обязательный для фильма по реальным событиям эпилог с посвящениями в эмоциональном плане «Эвересту» нужен как костыли здоровому человеку. И хотя это действительно грустная история, она оставляет привкус сладкой горечи, потому что погибшие ушли на волне страсти, занимаясь своим любимым делом. Как в той песне Высоцкого – «так лучше, чем от водки и от простуд».

Сергей Кощеев


comments powered by Disqus