«Экипаж» : Небо. Самолет. Ааааа.

Мария Ремига,

Молодой летчик Алексей Гущин (Данила Козловский) всю жизнь страдает от собственной принципиальности: он не желает подчиняться идиотским правилам, непонятно зачем выдуманным обществом, посему последовательно вылетает со всех работ, на которые ему каким-то чудом удается устроиться. Очередная неудачная попытка полезть на рожон привела к тому, что он остался без средств к существованию и был вынужден поехать к отцу (Сергей Шакуров), авиаконструктору на пенсии. Тот, ворча на непутевого сына, звонит важному человеку, после чего Алексей получает еще один шанс: его берут в авиакомпанию стажером. На первое занятие он, разумеется, опаздывает, получает небольшую взбучку от сурового пилота-наставника Зинченко (Владимир Машков), зато потом удачно знакомится с красивой и строгой девушкой Александрой (Агне Грудите), которая, как выяснится потом, тоже посвятила свою жизнь штурвалу самолета. Намечающаяся идиллия, впрочем, Гущина нисколько не меняет: он продолжает нарываться на неприятности и лезть в самое пекло. В частности, Алексей соглашается полететь в опасный рейс, из которого вполне может и не вернуться.

«Экипаж» Митты, безотносительно своих художественных достоинств и недостатков, был важным событием для советского проката: один из первых российских блокбастеров, в котором героический пафос органично сочетался с впечатляющими взрывами и смелой (для того времени) подачей. Лебедев со своей версией народного хита (от которого, впрочем, мало что осталось даже чисто сюжетно) тоже подает заявку на место в истории и не жалеет ни хлеба, ни зрелищ, ни мелодраматизма. Формально все на месте: хорошие актеры играют хороших людей, экшн-часть вообще сделана отлично, даже попытка придать иронии пресловутому конфликту поколений (старший Гущин против младшего) не выглядит нелепо.

Однако все портит навязчивое желание Лебедева дать эдакого русского Спилберга, чтобы все в конце обрыдались и начали бросать в воздух чепчики. В итоге довольно стройную картину с четким месседжем размывают пышные клише, без которых вполне можно было бы прожить. Все эти бесконечные застывания героев под эпическую музыку с целью подчеркнуть пронзительность момента. Заблюренная постельная сцена, задуманная, видимо, с намеком на изящество, но в итоге больше похожая на мутное пятно, в котором ритмично двигаются люди. Схематичные персонажи, вроде бы вызывающие искренний интерес и даже сочувствие, но которых все время хочется дернуть за рукав, дабы сделали лица попроще. Все это серьезно бьет по иммунной системе в целом симпатичного и ладно скроенного фильма. Но бьет не смертельно: как увлекательный поп-корновый аттракцион «Экипаж» работает вполне уверенно, но будем ли мы вспоминать эту картину спустя десятки лет — большой вопрос.

Мария Ремига