«Дипан»: Это не моя жизнь

Сергей Кощеев,

Сивадасан, боец сепаратистского движения «Тамильские тигры», проигрывающего свои последние битвы в гражданской войне, сжигает свою военную форму, переодевается в гражданское и оказывается в лагере беженцев. Для того, чтобы получить убежище в другой стране, ему нужна убедительная история; оную ему находят — три паспорта на имя некоего Дипана, его жены и дочери, которых на самом деле нет в живых. «Жена» Сивадасана находит среди беженцев девочку, у которой умерли родители, и вся семья оказывается в сборе. Будучи чужими друг другу людьми, они вместе уплывают во Францию и поселяются в многоэтажке в криминальном районе Парижа Ле-Пре, где Дипана назначают сторожем.

Фильм Жака Одиара нынче оказался в очень неприятной ситуации: вроде Золотую пальмовую ветвь получил, но волна ненависти затопила все разделы комментариев к результатам. Такая реакция не вполне оправдана — ну да, среди кандидатов были сильные авторы, но Одиар в такой иерархии занимает вовсе не последнее место; «это все из-за тематики» — но опять же, кто из нас видел картину.

Одиар, будучи сыном сценариста и режиссера Мишеля Одиара, который работал преимущественно с французским мэйнстримом, всегда снимал на стыке авторского, социального и жанрового кино. «Дипан» — это на сто процентов «его» фильм, одновременно внимательный к персонажам, прекрасно снятый и ритмично выверенный. Конфликт здесь довольно нетривиален — зарождение семьи из чужих людей под воздействием внешних обстоятельств; человек, которого увезли из войны, но войну из которого не вытащили, и которого здешняя стычка группировок ставит посреди поля битвы. История при этом рассказана простым языком — то есть, цитируя великого Кшиштофа Кесьлевского, зажигалка здесь — это зажигалка.

«Дипан» очень актуален, но от него вовсе не отдает конъюнктурщиной или морализаторством. Это не новое слово, но сфокусированная, мощная работа человека, знающего, что он делает, и при реализации почти не допускающего промахов (прицепиться хочется разве к концовке — авторы хотели явно сделать ее неочевидной, но она в общем тоже не впечатляет). Используя непрофессиональных актеров в лучших традициях Брессона и Дюмона, подмешивая в чисто человеческую историю элементы триллера, наращивая напряжение постепенно, Одиар в очередной раз заставляет задуматься над вопросом — как все-таки у него это получается? Вот так просто, ненавязчиво и в то же время как нельзя в точку, его маленькие персонажи отражают огромное. В общем, не стесняйся, Жак, бери веточку, ты молодчина.