«Смерть Сталина»: Не смейтесь, а то расстреляют

Дарья Житкова,

Смерть Cталина / The Death of Stalin
Режиссер: Армандо Ианнуччи
В главных ролях: Cтив Бушеми, Джеффри Тэмбор, Джейсон Айзекс, Андреа Райзборо, Руперт Френд
Дата выхода в РФ: никогда

2 марта 1953 года лидера Советского государства Иосифа Сталина находят на полу без сознания. Он пролежал там много часов, поскольку его охрана боялась зайти и узнать, что случилось с генсеком. Вскоре вокруг тела собирается Центральный комитет, который вынужден быстро решить внушительное количество проблем размером со слона. Что теперь делать с миллионом заключенных? Кто возглавит страну?

«Смерть Сталина» основана на одноименном комиксе Фабьена Нури и Тьерри Робина. Графический роман французских авторов поднимал болезненную тему, не избегая всех жестокостей, которые творились в СССР во время гонки за властью. Съемки фильма должны были запуститься еще в 2015 году, но их пришлось отложить из-за занятости Армандо Ианнуччи, мастера политической сатиры («Гуща событий», «Вице-президент»). Режиссер знал, как перенести комикс о тоталитарном режиме на большой экран, никого при этом смертельно не оскорбив, но, как это часто бывает, что-то пошло не так.

TDOS_D06_3162

Абсурд — главное оружие Ианнуччи, и здесь он ни йоту не отступает от великих традиций британской сатиры. Жесткий юмор, так взволновавший российских деятелей культуры, идеально подходит текущим событиям. Во время правления Сталина люди шутили над ним даже под угрозой смерти, поскольку смех — это и защитная реакция на безысходность, и способ почувствовать себя живым, настоящим, который не отнять никакими законами и запретами. Казалось, в 2018 году культ личности должен бы остаться за бортом истории, но нет, эта тема по-прежнему вызывает страх. Никаких шуток над вождем (если твоя фамилия, конечно, не Михалков), никаких воспоминаний о жертвах. Взгляд со стороны, предложенный английскими кинематографистами, правдив — и поэтому от него так не по себе.

TDOS_D17_4140-1

Дабы прибавить картине динамики, режиссер сократил исторические события, происходившие в течении нескольких месяцев до пары недель. Интересно, что Ианнуччи удалось полнокровно показать Москву того периода, практически не выезжая из Лондона. Конечно, здесь стоит сделать низкий поклон декораторам: Красная площадь и мавзолей, Ближняя дача, масштабные похороны, квартиры чиновников и простых людей — все выглядит вполне себе аутентично, и это несмотря на то, что достоверность волновала режиссера в последнюю очередь. Также отдельного упоминания заслуживает палитра фильма: приглушенные оттенки отлично сочетаются с суровым климатом СССР. Внимание к деталям радует здесь не меньше, чем едкий и точный юмор.

TDOS_D22_4670

Состав ЦК, воплощенный британскими и американскими актерами, получился гомерически смешным. Саймон Расселл Бил наконец-то громко заявил о себе, сыграв беспринципного Берию, а Джейсон Айзекс блестяще вошел в роль решительного маршала Жукова. Некоторые актеры на всю катушку раскрутили любимые амплуа: Джеффри Трэмбор, чья стезя — миролюбивые мямли, отлично воплотил образ Маленкова, а Стив Бушеми неслабо повеселился в роли Хрущева, сделав хитрую пародию на самого себя. Часть каста и вовсе открылась с новой стороны: в частности, Руперт Френд и Андреа Райзборо, сыгравшие Василия и Светлану — детей Сталина. Их герои, переполненные неврозами на грани безумия, добавляют искры и без того энергичному фарсу.

TDOS_D17_4303

Многие фразы из «Смерти Сталина» хочется запомнить и применить к действиям Министерства культуры. Слова Мединского по поводу фильма в ноябре и сейчас отлично характеризует фраза Маленкова: «Не проблема! Когда я сказал „не проблема“, я имел в виду: не, проблема!»