«Бриджит Джонс 3»: У зеркала два лица

Мария Ремига,

Название: Bridget Jones's Baby / Бриджит Джонс 3
Режиссер: Шэрон Магуайр
В главных ролях: Рене Зеллвегер, Джим Бродбент, Колин Ферт, Патрик Демпси, Эмма Томпсон
Дата премьеры: 15 сентября

Свой 43-й день рождения Бриджит Джонс (Рене Зеллвегер) отметила как всегда: в растянутой майке, одиноким кексом вместо торта и полным отсутствием личной жизни. Однако вместо того, чтобы заполнять пустоту лишними килограммами, она сначала устроила одинокую пижамную вечеринку с бокалом в руках, а потом принялась думать о том, что все не так уж плохо. Карьера у нее в полном порядке (она работает продюсером новостей), есть верные друзья, родители пребывают в добром здравии, однако все же чего-то не хватает.

Чтобы найти это самое чего-то, она отправляется с шебутной коллегой на фестиваль а-ля Bestival, где по традиции плюхается в грязищу. Из лужи ей помогает подняться ослепительный человек-щетина по имени Джек (Патрик Демпси), с которым она позже по нелепому стечению обстоятельств окажется в одной палатке без майки и разумных доводов против случайного секса. На следующий день она поедет на крестины подруги, столкнется там со своим бывшим Марком (Колин Ферт), снова не обнаружит в голове разумных доводов против случайного секса, а еще спустя какое-то время тест на беременность покажет положительный результат. Жаль только, что тесты не умеют показывать, кто отец ребенка.

Больше всего нужны мне твои камбэки: Бриджит Джонс вернулась, чтобы галопом проскакать по миллионам сердец и собрать приличную кассу. Ну, или нет: в отличие от большинства проектов такого рода, третья часть о приключениях жизнерадостной растяпы не выглядит неуклюжей попыткой поспекулировать на отполированном до блеска бренде. Хотя формально авторы сохранили любимые рюшечки по максимуму — Бриджит одна, Бриджит ест, Бриджит напивается, Дарси по-прежнему представляет собой ходячую энциклопедию в строгом костюме, судьба коварна, выживут только любовники.

Все так, да не так. Во-первых Бриджит, ура, ощутимо поумнела, во-вторых, мир за те 12 лет, что ее не было с нами на экране, сильно изменился, и особенно это касается двух магистральных тем фильмов про Джонс: возраст и, прошу прощения, предназначение женщины. Несмотря на свою самостоятельность, Бриджит всегда была очень зависима от мужского внимания, а также ее ужасно пугал страх умереть в одиночестве под одеялом из кошек. В 43, когда уже ничего не страшно и все можно, она постепенно приходит к понимаю того, что лучше быть одной, чем с кем попало, а возраст — всего лишь цифры. Собственная, мировая поп-культура, отчаянно пытающаяся немного отступить от остервенелого культа молодости, а феминизм превратить в тренд, шепчет нам в ухо примерно то же самое.

Впрочем, это не значит, что вместо забавного ромкома нас ждет яростный манифест за все хорошее против всего плохого. Поп-культура существует в первую очередь для того, чтобы продавать; «Бриджит Джонс 3» определенно несет разумное-доброе, но быть уж слишком глубокой ей тоже не хочется, да и ленте это не к лицу. Далеко не все попытки уловить цайтгайст удались, а продвигать модель Бриджит нулевых тоже нельзя, апгрейд необходим, но порой он выглядит как попытки любимой бабушки говорить на молодежном сленге.

Да, стареть вроде бы круто и нестрашно, но когда на телеканал, где работает Бриджит, приходит команда молодых и злых хипстеров, моментально становится ясно, что еще как страшно. Феминизм — окей, но когда он становится неудобным, мы над ним дружно посмеемся: в фильме есть откровенный стеб над Femen и Pussy Riot, а также звучит фраза «какие еще им нужны права». Понятно, что там, откуда Бриджит родом, по большому счету, женщинам действительно не надо никому ничего доказывать, но фильму хочется быть универсальным, угодить и нашим, и вашим. Его композиция, где обветшалый мир устаревших ценностей сталкивается с будущим, это вполне позволяет, но картину лихорадит, швыряет из стороны в сторону. Что делать и как быть, когда тебе за сорок и ты одна, по-прежнему непонятно.

Впрочем, этот дисбаланс на общем качестве сказывается мало, поскольку «Бриджит Джонс 3» — фильм, который действительно делали с любовью. Во-первых, он очень смешной, и в этом, кажется, заслуга Эммы Томпсон, неожиданно приложившей руку к сценарию. Юмор стал более сфокусированными и раскованными: есть даже две шутки про Гитлера (не самые яркие, впрочем). Он трогательный — спасибо за это актерам, которые не стали повторять все ужимки 12-летней давности, а по-новому расцветили привычных персонажей. Он, в конце концов, духоподъемный, но без желания развить у зрителя сахарный диабет. В общем, в нем есть все, за что можно и нужно ценить саму Бриджит, которая, конечно, обязательно еще ни раз плюхнется в лужу, но выйдет из плачевного положения с невиданным блеском.

Мария Ремига