«Шпионский мост»

В год, когда призрак Холодной войны виднеется как никогда отчетливо, Спилберг выпускает фильм-напоминание про то, что Россия и Америка способны приходить к здравому соглашению. В основу сюжета «Шпионского моста» положен реальный факт обмена агентами между Штатами и Советами.

Спилберг любит снимать масштабные полотна, но, что куда важнее, он один из немногих, кто действительно умеет это делать. «Мост» стал его третьим подряд фильмом на важную историческую тему: трогательный и наивный «Боевой конь» показывал ужасы Первой мировой; «Линкольн» запечатлел поворотную веху в истории США — гражданскую войну и отмену рабства; «Шпионский мост» в свою очередь веет страхом Холодной войны, временем, когда каждый день был как последний, и все ждали, что Земля превратится в выжженный бомбами шар.

Фильм такого рода — благодатная почва для «клюквы». Можно показывать, каким бесчеловечным был Советский Союз, перевирая и без того зыбкие факты, выставлять Штаты страной правосудия и благоденствия, и тяжело будет сказать что-то против, потому что в этой области истории никогда не дознаться правды. Спилбергу, как хорошему режиссеру, этим заниматься неинтересно. Его история посвящена ценности человеческой жизни, моральному и профессиональному долгу и величии человека как единицы, господства держав тут нет. Можно поменять местами страны, и посыл картины не изменится. Те, кто будет говорить, что в фильме Штаты в выигрыше по сравнению с Союзом, смотрели совсем не туда: в «Шпионском мосту» в выигрыше человек (абстрактный, а не какой-то определенный), и то, что происходит в конце фильма, отрадно для всех, кто способен мыслить масштабнее пределов конкретной страны.

Сложно сказать, есть ли в картине нервная нотка, элемент накала страстей. Учитывая, что там рассказывается история и что режиссер — Спилберг, у которого герой всегда получает признание, добро побеждает зло, а хорошие люди существуют, странно переживать по поводу успеха тех или иных операций. Этот факт скорее в плюс режиссеру, потому что Спилберга все же смотрят для души, а не ради неожиданных твистов. А с душевными моментами у него и в этот раз все хорошо: высокопарные фразы, поразительная стойкость характера, непримирение с несправедливостью, и все это, как всегда, под классический саундтрек — у каждого второго это бы выглядело надуманно, но здесь звучит очень искренне и трогательно. Возможно потому, что и сам режиссер в это верит.

Хронометраж у фильма привычно долгий, но времени все равно не хватает: некоторые персонажи появляются ниоткуда, а многие сцены служат лишь общим фоном, не имея дальнейшего развития. Несмотря на это, картина обладает целостностью, все эпизоды — звенья одной цепи, и хоть поначалу кажется, что без демонстрации разрушенного Берлина можно было бы обойтись, это не так. Сцены, подобные этой, не только создают в фильме дух того времени, но и выполняют более важную миссию — памяти. Все хоть и снято по-голливудски отполированно, но шокирует, напоминает о чем-то важном. Спилберг с его непременно хорошим концом такой предсказуемый, но такой нужный, потому что всегда сражается за человека и не устает говорить о том, что есть вещи, которые никогда нельзя забывать.

[Анастасия Муяссарова

](http://cinemaholics.ru/author/anastasiia)