«Дыши ради нас»: Every breath you take
Masha Kordyukova,
Серкис благополучно избегает голливудского надрыва с закатыванием глаз, истерик и прочих лишних телодвижений: все эмоции — в глазах Дианы, вся благодарность — в улыбке Робина. Тут, конечно, стоит сказать что обаяние Клер Фой и Эндрю Гарфилда, а также лихих второстепенных персонажей здорово работает на атмосферу картины. Несмотря на то, что фильм заявлен как драма, его смотришь скорее как комедию — да, на непростую тему, но все равно легкую, очень располагающую к себе.

Дыши ради нас / Breathe
Режиссер: Энди Серкис
В главных ролях: Эндрю Гарфилд, Клер Фой, Том Холландер
Дата премьеры в РФ: 30 ноября 2017 г.

Робин Кэвендиш (Эндрю Гарфилд) и Диана (Клэр Фой) встретились на светском мероприятии и сразу же влюбились в друг друга. Роман развивался очень быстро, и после свадьбы молодожены поехали в Африку, где Робин серьезно заболел. Врачи диагностируют полиомиелит и подключают Робина к аппарату искусственного дыхания. Несмотря на то, что Диана беременна, а медицинские прогнозы совсем неутешительные, девушка берет себя в руки и добивается того, чтобы Робина перевезли домой, где бы он смог видеть, как растет их сын.

Друг семьи придумал кресло со встроенным аппаратом ИВЛ, а Робин и его жена привлекли внимание широкой общественности к тому, как относятся врачи к пациентам, прикованным к кроватям. После финансирования их проекта «креслами Кавендиша» обеспечили всех нуждающихся в них людях, дали возможность вести нормальную социальную жизнь, о которой они, находясь в кроватях, не могли и мечтать.

«Дыши ради нас» — режиссерский дебют актера Энди Серкиса, известного широкой аудитории по ролям Горлума («Властелин колец») и Цезаря («Планета обезьян»). То, что для него это первый серьезный шаг в новой профессии, честно говоря, заметно: многие сцены выглядят непродуманными, хотя, возможно, таким образом Энди демонстрирует живой и непосредственный подход к делу. При этом к виузальной составляющей ленты трудно придраться: размашистый почерк оскароносного оператора Роберта Ричардсона («Авиатор», «Остров проклятых», «Омерзительная восьмерка») с его колоритными, захватывающими дух пейзажами считывается моментально.

Музыкальному сопровождению Энди, столь важному в лирических картинах, почему-то уделил мало внимания: композитор Нитин Соунэй вроде бы и мог, да к черту — должен был! — наполнить фильм богатым звучанием, но увы. А зря. Сразу хочется воспользоваться запрещенным приемом и подумать о том, как с этой работой справился бы, например, Йохан Йоханнссон, чья музыка во «Вселенной Стивена Хокинга» (которую волей-неволей будешь вспоминать при просмотре «Дыши ради нас»), сделала фильм таким пронзительным. Здесь такой «подложки» здорово не хватает.

Но опять же, не стоит забывать, что это первый фильм Серкиса. К тому же для него это очень личный проект: у Энди родная сестра больна склерозом, поэтому о всех тяготах подобных ситуаций он знает не понаслышке. Он сознательно опускает медицинские подробности, жертвует точностью в пользу эмоций, избегая при этом лишней патоки.

Продюсером фильма, а также человеком, который доверил Серкису экранизацию истории, стал сын Робина Кавендиша Джонатан. Он был с папой, когда его привезли из больницы, он ухаживал за ним, когда повзрослел, он был последним, с кем отец говорил. Уважение к своим родителям, святость кровных уз — очень важные для фильма идеи, которые Энди отлично удалось передать зрителям. Режиссер деликатно рассказывает историю человека, который благодаря своей семье, своим друзьям смог дать этому миру чуть больше, чем ему было отпущено судьбой.

Да, насмотренный зритель, возможно, будет фыркать и подозрительно щуриться добрую половину фильма, придираясь к сценарию и задавая, казалось бы, резонные вопросы: «Хм, никто из них не работает, откуда поездка в Испанию?» или «Так-с, у собаки в начале было пятно на одной стороне морды, а в конце и вовсе пятна не стало». Но «Дыши ради нас» — тот случай, когда стоит расслабиться, закрыть глаза на огрехи и проникнуться духом фильма. Серкис благополучно избегает голливудского надрыва с закатыванием глаз, истерик и прочих лишних телодвижений: все эмоции — в глазах Дианы, вся благодарность — в улыбке Робина. Тут, конечно, стоит сказать что обаяние Клер Фой и Эндрю Гарфилда, а также лихих второстепенных персонажей здорово работает на атмосферу картины. Несмотря на то, что фильм заявлен как драма, его смотришь скорее как комедию — да, на непростую тему, но все равно легкую, очень располагающую к себе.

P.S. Не знаю, зачем ты, Энди Серкис, взял Тома Холландера на роль братьев-близнецов, но спасибо.