«Финансовый монстр»: Bitch better have my money

Катя Карслиди,

Ли Гейтс (Джордж Клуни) — ведущий развлекательного шоу, которое в игривой форме разъясняет простым гражданам, как оседлать фондовый рынок и куда лучше вложить свои сбережения. Один неудачный совет оставляет Кайла (Джек О'Коннелл) — работягу из среднего класса — без гроша. Отчаянный и обозленный, он пробирается на студию и до того, как съемочная группа успевает хоть что-то заподозрить, в прямом эфире берет в заложники Ли и требует объяснений. Дело в том, что компания, в которую Ли так советовал вложиться, подозрительным образом потеряла 800 млн долларов, её глава находится вне зоны доступа, а терпения у Кайла остается все меньше. Понимая, что полиция вряд ли сможет разрешить конфликт без жертв, контроль над ситуацией берет продюсер шоу Патти Фенн (Джулия Робертс), которая пытается найти ответы на вопросы доморощенного террориста.

Персонаж Джорджа Клуни частично списан с популярного американского телеведущего Джима Крамера, который вел шоу Mad Money на канале CNBC. До того, как стукнул кризис, ему доверяли, а после — возненавидели. Ли тоже недолюбливают, о чем прямым текстом заявлено в фильме, но в то же время автор указывает на то, что народ направляет свой гнев не по адресу. Спекуляции на фондовом рынке обогатили и разорили большое количество людей, но ответственность за это несет точно не придурковатый ведущий, танцующий в странных шляпах в начале каждой передачи.

При просмотре фильма невольно вспоминаешь шедевр Сидни Люмета «Телесеть», в нем, правда, обошлось без заложников, но посыл в стиле «I'm mad as hell and I can't take it anymore» в «Финансовом монстре» считывается без помощи суфлера. Несмотря на довольно серьезную тему, Джоди Фостер не стала хмурить брови, разбавив сюжет остроумными шутками и разжевав для зрителя всю инсайдерскую терминологию, даже не прибегая к помощи полуголой Марго Робби в джакузи. Благодаря такому подходу фильм смотрится очень легко, удерживая внимание зрителя, а градус саспенса тем временем повышается с каждой минутой, но не доходит до кипения в самом конце. Там нас ждет встреча с небольшой карикатурой на самих себя. Режиссер мастерски выразила свое негодование по поводу потребления информации современным обществом, которое даже самые опасные и драматические события может воспринимать как шутку и быстро переключаться на другую тему, даже если перед их глазами только что перевернулся весь мир.

Центральным персонажем картины является не Ли и не Кайл, а Патти Фенн — стойкая и рассудительная женщина. В режиссерской работе Джоди Фостер не могло быть по-другому. Фенн работает на невидимом фронте и, оставаясь за кадром, держит под контролем весь процесс, пока парни с пистолетами раздумывают, в кого стрелять первым. Фостер не прогадала, взяв на эту роль Джулию Робертс, выдавшую один из своих лучших перформансов за последние годы. Кажется, что актриса изучила своего персонажа лучше себя самой и, несмотря на хладнокровие и видимое спокойствие своей героини, умудрялась щекотать нервы зрителям на протяжении всего фильма. Не разочаровал и Джордж Клуни, которому зачастую комедия дается лучше, чем драма. Фостер призналась в одном интервью, что считала Клуни идеальным кандидатом для роли ведущего. И правда, на этом месте сложно представить более подходящую кандидатуру — одновременно комичного (*cм. придурковатого) и обстоятельного персонажа. Жемчужиной фильма оказался, конечно же, Джек О’Коннелл, тут Фостер тоже попала в десятку. Англичанин выложился на все 110%, раскрыв свой драматический потенциал в полной мере, а уж его правдоподобный бостонский акцент потом сложно будет выкинуть из головы.

«Финансовый монстр» — многогранный фильм, доносящий до широкой аудитории важный для нашего времени месседж. Услышать его или продолжить как ни в чем не бывало заниматься своими рутинными делами — уже индивидуальное дело каждого.

Катерина Карслиди