«Большая маленькая ложь»: Мальчишки и девчонки, а также их родители

Анастасия Муяссарова,

Большая маленькая ложь / Big Little Lies
Режиссер: Жан-Марк Валле
В главных ролях: Шейлин Вудли, Риз Уизерспун, Николь Кидман, Александр Скарсгард, Адам Скотт, Зои Кравиц, Лора Дерн
1 сезон 7 эпизодов
Дата премьеры в РФ: 20 февраля в «Амедиатеке» и на канале AMEDIA Premium

19 февраля на канале HBO состоится премьера мини-сериала Жана-Марка Валле «Большая маленькая ложь». В основу телешоу лег одноименный бестселлер австралийской писательницы Лианы Мориарти. Мы посмотрели первые четыре эпизода и делимся своими впечатлениями.

Пять женщин отдают своих детей в школу в один класс. Джейн (Шейлин Вудли) — только что переехавшая мать-одиночка с неясным прошлым; Мэдлин (блестящая Риз Уизерспун) — этого персонажа можно описать исчерпывающим выражением «ей палец в рот не клади»; Селест (Николь Кидман) — изящная и скучающая в большом доме своего молодого мужа мать близнецов; Бонни (Зои Кравиц) — вегетарианка, комсомолка, спортсменка и просто красавица; Рената (Лора Дёрн) — успешная и от того немного нервная бизнес-леди. Взаимоотношения женщин располагаются в диапазоне от лучших подруг до принципиальных врагов. Усложняет эту систему связей случай, произошедший в первый учебный день: мальчик обидел девочку, девочка точно не знает, кто хулиган, мальчик не признается. Приводимые догадки служат яблоком раздора между матерями, для которых свой ребенок — самый невинный и безобидный ангел. Но одно можно сказать точно — в конце кто-то умрет.

Собственно, полицейская сирена — это первое, что слышит зритель в открывающем эпизоде. Тревожный звук, тяжелое дыхание, трясущееся изображение, липкий страх — прием съемки от первого лица держит развязку в секрете. «Взгляд» камеры просто блуждает вокруг, не фокусируясь ни на чем, но давая понять, что произошло убийство. После этого режиссер сразу отматывает пленку назад, и приходится смотреть историю с самого начала, гадая, что же на самом деле случилось и почему.

Интрига кроется не только в привычном «убийца ли дворецкий», но и в том, жив ли сам дворецкий. В традиционную детективную формулу добавляется еще одна неизвестная в виде жертвы, и пока офицеры полиции пытаются выяснить, кто преступник, зрителя куда больше волнует, кто пострадавший. Никаких подсказок не дается, а даже когда кажется, что вот он, жирный намек, буквально в следующей же сцене появляется новый, но отсылающий уже к другому объекту. К концу истории острые предметы начнут появляться в кадре все чаще, а мотив для убийства появится у всех: у мам, у пап и, может, даже у детей.

Затевалось все это, конечно, не ради триллера с неожиданной развязкой (хотя повествование удивительным образом затягивает). В новой форме нам в очередной раз доказывают, что все счастливые семьи счастливы одинаково, а каждая несчастливая семья несчастлива по-своему. Все героини представляют собой определенные прототипы: мать-одиночка, мать-карьеристка, мать с детьми от разных мужей, мать с нездоровыми отношениями в браке. И хотя внешне жизнь у всех идеальная, постепенно этот прекрасно сидящий костюм начинает ползти по швам. Та самая маленькая ложь ведет к последствиям огромных масштабов.

Основное внимание сфокусировано на Мэдлин, Джейн и Селест, их истории детально прописаны и с каждой серией волнуют все больше. Бонни выделено слишком мало экранного времени, на данный момент она выступает только в роли красной тряпки для героини Риз Уизерспун, а конфликт персонажа Лоры Дёрн намечен слишком топорно. Однако вместе все их судьбы служат основанием для серьезного разговора. Что произойдет, когда звериный материнский инстинкт встретит амбиции? Может ли быть победитель в этой неестественной схватке? Не хочется говорить про избитый «феминистический посыл», но сериал Валле предлагает посмотреть на тему материнства с самых разных сторон. Из-за успешной карьеры героиня получает ярлык «карьеристки» и косые взгляды. Женщины, оставившие работу в пользу воспитания детей, начинают чувствовать себя ненужными, когда чадо вырастает, и вынуждены мириться с нереализованным потенциалом, распирающим изнутри. Но самый, пожалуй, главный вопрос — в чем истинная причина комплекса вины, который всплывает из-за простого желания жить полной грудью, не оглядываясь в первую очередь на детей.

Методы, которые использует Валле для рассказа истории, идут на пользу и во вред одновременно. Повествование через длинные флэшбеки, которые следуют после сцен допроса, по ходу первого эпизода работают как нельзя лучше. Но когда дело подходит к концу, моменты в участке носят уже напоминающий характер в духе «ну да, вот мы историю наоборот рассказываем». Во всех последующих сериях этих сцен все меньше, и они скорее мешают, отвлекая от происходящего. Порой создатели ударяются в излишний мелодраматизм, и число видов океана и следов на песке выходит из-под контроля, хотя не поспоришь, что это красиво.

Куда в итоге нас заведет история, и о чем в действительности хотят сказать авторы, мы узнаем еще не скоро. Возможно, придется пересмотреть взгляды на весь сериал в целом, поэтому после финального эпизода ждите новый обзор.

[Анастасия Муяссарова

](http://cinemaholics.ru/author/anastasiia)