Берлинале 2017: «След зверя»

Дарья Житкова,

След / Pokot
Режиссер: Агнешка Холланд
В главных ролях: Агнешка Мандат-Грабка, Виктор Зборовский, Якуб Гершал, Патриция Вольны

Бывшая учительница английского языка, а ныне «хозяйка леса» Джанина Душейко (Агнешка Мандат-Грабка) крайне агрессивно относится к сезону охоты и местным политическим властям. Однажды вечером пропадают две ее любимые собаки, и она обращается в полицию с жалобой на браконьеров. Так как в небольшом польском городке это все очень тесно связано, женщина оказывается в центре круговорота опасных событий. Компанию ей составляют безнадежно влюбленный сосед, проститутка по имени Добрые новости и юный айтишник из полицейского департамента.

Польский режиссер Агнешка Холланд нередко снимала вне родной страны и у нас известна скорее по «экспортному» фильму «Полное затмение» с Лео Дикаприо. Готовясь к новой картине, она ездила в качестве документалиста с группами любителей пострелять и удивлялась, как люди могут воспринимать это жестокое занятие как хобби и даже вести туда детей. Ее отношение передается и фильму, разделённому на месяцы охотничьего сезона с перечнем животных, разрешенных к убийству в этот период.

Многочисленные долгие планы с лесными зверями, кадры, снятые с высоты птичьего полета или же наоборот приближенные к земле, красочно рисуют живой мир. Животные в фильме являются метафорой уязвимости, и, подчеркивая их беззащитность, режиссер обращает внимание, конечно же, на угнетаемые группы людей, разнообразные меньшинства. Главная героиня смело встает на защиту слабых, но, конечно, и у неё есть свои заморочки. Душейко приравнивает убийство животного к убийству человека, что делает ее неоднозначным персонажем. Надо отдать Агнешке должное: она не давит на зрителя с вопросами морали, всегда оставляя место выбору.

Очаровательные второстепенные персонажи, объединившись в небольшую группу помощников пани, всячески добавляют фильму комичности. Юный очкарик, биолог, помешанный на геноциде жуков, трогательный сосед, который готовит кофе лучше, чем любой бариста, и проститутка — как будто герои какого-то приключенческого рассказа случайно попали не в тот воображаемый мир. Они искренне удивляются совершаемым убийствам и пытаются сделать все от них зависимое, чтобы разрешить сложившиеся вокруг пани Душейко ситуации.

Ближе к концу фильм превращается в невообразимую фантасмагорию, где самое адекватное — это вечеринка профсоюза грибников, куда главная героиня наряжается в костюм волка. Как сказала сама Агнешка Холланд, она хотела снять картину, в которой будет «немного от Тарантино и немного от сказки». Ведь прежде всего кинематограф — это искусство, а уже потом политическое высказывание.

[Дарья Житкова

](http://cinemaholics.ru/author/daria/)