«Крутые меры»: Идрис Эльба и прочие взрывные устройства

Сергей Кощеев,

Молодой американец Майкл волею судьбы вылетел из учебного заведения и теперь промышляет карманными и мелкими кражами в Париже. В один прекрасный день он подмечает девушку, которая крепко держится за сумку и нервно разговаривает по телефону. Улучив момент, Майкл крадет ее ношу, не находит в ней ничего ценного, кроме телефона, и выкидывает все остальное в мусорку. Как только он отходит, контейнер взрывается, убивая четырех человек. Майкл решает скрыться, боясь обвинения в терроризме, но на следующий день в его доме появляется здоровый мужчина с пистолетом, провоцируя на побег. Этот человек ни кто иной, как агент ЦРУ, работающий во Франции на полутайных основах.

«Крутые меры» (в оригинале Bastille Day, то есть «День взятия Бастилии») — фильм со сложной прокатной судьбой. Премьера в Британии была отложена из-за ноябрьских террористических атак в Париже, а во Франции он вышел как раз накануне дня взятия Бастилии, в который, как известно, произошла трагедия в Ницце, и картину с проката тут же сняли. Вот такая печальная ситуация с текущей обстановкой: фильм, в основу которого положены террористические атаки, не может показываться в кинотеатрах, потому что он отзывается жутким эхо на фоне реальных событий. Впрочем, картина, несмотря на тематику, на серьезность не претендует: если начало еще сулит какую-то душевную проблематику героев, то дальнейшие события подходят ровнехонько в жанровое гнездо бадди-муви.

Сюжет здесь в лучших традициях конспирологического боевика, то есть тайные организации, предательства, не-доверяй-никому, заговор внутри заговора, дверь за дверью, сон во сне. Агенты на букву «Б» будут довольны. Ничего выразительного и интересного тут нет, так что кино разумно полагается на дуэт Идриса Эльбы и Ричарда Мэддена, и вот здесь как раз срывает джекпот. Эльба на практическом примере показывает, насколько крутой из него вышел бы Джеймс Бонд (шлем семье Брокколи пламенный привет), Мэдден оттачивает навыки кролика в роли «хичкоковского невиновного». Пейринг странный, но комедийный потенциал у него, как оказывается, неиссякаемый: на них обоих вместе действительно интересно смотреть. Это и помогает картине выглядеть выгодно и догореть до конца, хотя мэсседж, который она преподносит, подан излишне гипертрофированно (три витка твистов о том, что внутри системы все прогнило, — дело такое). Впрочем, посыл все равно неглуп и предлагает посмотреть на современный мир более комплексно вместо того, чтобы включать мгновенную ненависть, на которую преступники как раз и рассчитывают.

[Сергей Кощеев

](http://cinemaholics.ru/author/kendaskig/)