«Голограмма для короля»: Человек рожден для счастья

Мария Ремига,

Алана Клея не назовешь везунчиком: его брак распался, а финансы начинают потихоньку петь романсы, причем настолько, что он не в состоянии оплатить учебу дочери. В целях перезапуска карьеры бизнесмен отправляется в Саудовскую Аравию, чтобы протолкнуть королю технологию голографической связи, которая способна создать иллюзию присутствия собеседника в комнате. Однако когда он прибывает на место, выясняется, что его команду заселили в шатер без нормального интернета и еды, все нужные люди постоянно в разъездах, а король фактически недоступен. Сначала Алан негодует, потом начинает пить (хотя в Аравии это запрещено), потом, собственно, действовать, да так, что его жизнь вскоре кардинально меняется.

Кажется, это все-таки случилось: Том Тыквер начал стареть. Хорошая новость: это почти не отразилось на его творчестве. Пусть в «Голограмме» гораздо меньше той очаровательной обреченности, что сквозила в его предыдущих фильмах, режиссерская рука всё равно не дрожит и справляется с несколько абсурдным материалом уверенно и не без блеска. Подобный сюжет мог легко обернуться зубастым политическим фарсом, но Тыквер не любитель заявлений в лоб: все смыслы прямого назначения здесь аккуратно спрятаны в раскаленный песок, а на первый план выходит главный герой с его бедами и радостями — бесконечно рефлексирующий, безусловно, потерянный, но не отчаявшийся. По сути, свой внутренний путь к счастью Алан проходит через преграды, которые он построил себе сам, с другой стороны — в жизни редко бывает иначе.

Наверное, лишним будет повторять, что Том Хэнкс будто создан для таких ролей: его фирменная напряженная гримаса как нельзя лучше иллюстрирует то недоумение и тот страх, которые посещают каждого перед причудливыми кульбитами судьбы. Тыквер жестко стелет, чтобы мягко спать: чем больше нелепых выходок позволяет себе беспощадный фатум, тем больше растет в Алане решительность ему не подчиняться и тем очевиднее становится, что это история, в общем-то, со счастливым концом. «Голограмму», несмотря на тихое сияние почти в каждом кадре, трудно назвать идеальным фильмом: его всю дорогу лихорадит и бросает от броской поп-философии (видимо, Том слишком много в свое время общался с сестрами Вачовски) до комедии положений; в середине он заметно провисает из-за слишком медленного развития событий, но прямо перед финалом в нем что-то щелкает, и начинается чистая красота. Главные герои, как это часто бывает у Тыквера, выходят на открытую войну с миром, и мир, как ни странно, подчиняется, пусть и на свой странный манер. И от этого хочется по-глупому улыбаться и верить, что в целом все будет хорошо, хоть и не так, как мы этого хотим.

Мария Ремига