Каннский кинофестиваль: День 9-10

Катя Карслиди,

Коллеги-журналисты немного напугали нас смешанными отзывами перед сеансом нового фильма Франсуа Озона «Двуличный любовник»: понравился он далеко не всем, а зря. В центре сюжета — двадцатипятилетняя Хлоя, которую сильно мучают боли в животе. Уверенная, что дело в психосоматике, она записывается на прием к обаятельному психоаналитику Полу, и между ними завязываются романтические отношения. Все идет прекрасно, пока Хлоя не узнает о брате-близнеце Пола, существование которого тот тщательно скрывал. Хлоя пытается разузнать, что же утаивает её возлюбленный, и решает провести самостоятельное расследование.

Если бы Брайан де Пальма жил в 70-е во Франции, он бы снял именно такое кино. Озон уверенно ступил на скользкую дорожку жанра «эротический триллер» и, возможно, даже вернул ему доброе имя. Напряженный, горячий, как адское пламя, визуально совершенный фильм держит зрителя в напряжении до самого последнего момента. Главную роль режиссер отдал своей любимице Марине Вакт («Молода и прекрасна»), и на её месте сложно представить кого-то другого. Жереми Ренье (бельгийский Чарли Ханнэм) в этом году точно соберет урожай из женских (и не только) сердец, готовьтесь!


Один из главных сюрпризов фестиваля — триллер «Хорошее время» братьев Бена и Джошуа Сэфди. Главную роль в фильме исполнил Роберт Паттинсон — и произвел на публику такое сильное впечатление, что многие пророчат актеру «ветку» за лучшую мужскую роль. Сюжет кратко можно описать строчкой из песни Jane Air «Неон и кислота» — это две главных составляющих фильма. В ходе неудачного ограбления банка полиция задерживает ментально нестабильного брата Конни. Тот едва успевает перевести дыхание и пытается за одну ночь раздобыть 10 000 долларов, чтобы вытащить родную кровь из тюрьмы. Его, казалось бы, несложный квест превращается в ночную одиссею, в которую оказываются вплетены наркоман, шестнадцатилетняя девочка и охранник парка развлечений.

Фильм снят в лучших традициях американских нео-нуарных триллеров с легкими нотками удушающей безысходности. Большая часть действия развивается ночью, от неонового освещения к середине начинают слезиться глаза, саундтрек Oneohtrix Point Never въедается в голову и делает без того странный фильм еще страннее. При всем этом не хочется, чтобы фильм заканчивался, настолько зритель становится вовлечен в действие. Ко всему прочему, непонятно, как братьям Сэфди удалось вызвать сопереживание публики к столь эгоистичному персонажу, но Конни еще в начале хочется отдать все свои деньги и последнюю рубашку, настолько ты прикипаешь к герою. И расставаться с ним в конце фильма вам тоже вряд ли захочется.


Фильм Сергея Лозницы «Кроткая» мы посмотрели на официальной премьере в присутствии режиссера и ведущих актеров. Обычно на таких мероприятиях после окончания сеанса можно услышать только аплодисменты (иначе неудобно, все-таки создатель в зале), но это беспрецедентный случай — редкие хлопки быстро потерялись в гуле недовольных «бу». Можем сразу сказать, что картина этого, к сожалению, заслуживает.

Лозница снял два с половиной часа унижения, которое претендует на срывание покровов объективной реальности. Проблем в России всегда хватало, но героиня «Кроткой», очевидно, их магнит: куда бы она ни пошла, там обязательно найдутся алкоголики, бандиты, сутенеры, продажные менты, бессердечная бюрократическая машина, агенты США. Никто ей слова доброго не скажет, да и говорить больше не о чем, кроме как о криминале и разврате. И все это сделано с такой гордостью за себя и таким серьезным лицом, что происходящее даже нельзя отнести к сатире или намеренной гиперболе. Только в сцене сна Лознице удается предложить что-то стоящее: метафору, в которую режиссёр пытается вместить чуть ли не всю историю России с её культурными кодами. Но и эта попытка проваливается, потому что в «Кроткой» и десяти минут не может пройти без грязи.


Роман Полански вернулся на фестиваль с триллером «Основано на реальных событиях», вошедшим во внеконкурсную программу. Главные роли в картине исполнили его красавица-жена Эммануэль Сенье и Ева Грин, которая, судя по игре, еще не отошла от фильмов Тима Бертона. В центре сюжета — писательница, которая после выхода бестселлера начинает получать грозные анонимки и впадает в депрессию. В скором времени она попадает под обаяние своей фанатки, которая слишком настойчиво вмешивается в ее жизнь.

Полански не в первый раз рассматривает под разными углами фигуру творца. В новом фильме он пытается выяснить, откуда берётся вдохновение, и какой ценой оно обходится музам. Большая часть повествования происходит в замкнутом пространстве, как в «квартирной» трилогии режиссера. Полански до сих пор не растерял виртуозности — интрига держит до самого конца, предлагая несколько возможных исходов. Героини по очереди примеряют маски жертвы и монстра, и, если бы Ева Грин не выглядела так фантасмагорично в драматических моментах, разбираться в их личинах было бы еще увлекательнее.


Конкурсный фильм Фатиха Акина «На пределе» рассказывает о женщине, потерявшей в результате теракта мужа и ребенка. Оказывается, что взрыв устроили нацисты, и женщина пытается добиться правосудия. Картина — вполне очевидный emotional porn с крупными планами ревущей Дайан Крюгер и видео из прошлого. Впрочем, актерская работа Крюгер действительно хороша, а Акин еще разбавляет страдания увлекательной судебной драмой, в которой адвокаты пытаются перекричать друг друга, всплывают жуткие факты, а подсудимых хочется придушить прямо на месте. Финал, впрочем, абсолютно провальный и безвкусный; кажется, что Акин призывает сжечь всех нацистов живьем, око за око, зуб за зуб. В общем, мы и весь зал остались в недоумении.


Последним фильмом основной программы оказался фильм Линн Рэмси «Ты никогда здесь не был» с Хоакином Фениксом, играющим наемника и бывшего агента ФБР с пост-травматическим синдромом. Ему достается задание вытащить из притона дочку депутата. Эта миссия захватывает главного героя в самый настоящий шторм из убийств. Хотя картина может многих вывести из себя — слишком много в ней интуитивного, недосказанного — это один из лучших фильмов фестиваля. «Таксист» встречает «Советника» и «Драйв» в безумно красивом, жестоком, безысходном и, внимание, трогательном триллере, смешивающем прошлое, настоящее и галлюцинации воедино. И, боги, какой здесь Хоакин Феникс, что творит здесь Джонни Гринвуд.