Фестиваль 2morrow: День четвертый

Сергей Кощеев,

Прекрасная и потерянная / Bella e perduta, 2015
Реж. Пьетро Марчелло

Вот уже второй фильм, представленный на 2morrow, (первый — «О футболе») изменяет своей изначальной задумке из-за смерти главного героя. Марчелло планировал снять документальный фильм о добровольном хранителе опустевшего дворца Кардителло, но на середине съемок его герой скончался. Режиссер не стал идти путем Оксмана и лепить кино из того, что есть, а решил сменить концепт, перенеся историю в плоскость магического реализма итальянского разлива с традиционным персонажем комедии дель арте Пульчинеллой и говорящим буйволенком. Получился совсем другой рассказ: не просто о добром человеке, а о смерти и жертве, темы которых раскрываются на трех уровня. Смена задумки пошла картине на пользу, хоть ее первопричина ужасна.

[Анастасия Муяссарова

](http://cinemaholics.ru/author/anastasiia)

Сокровище / Comoara, 2015
Реж. Корнелиу Порумбойю

Кости живет себе преспокойно с женой и сыном и выплачивает ипотеку за машину и квартиру, пока к нему не приходит сосед с просьбой занять 800 евро; свою ипотеку тот задолжал наглухо, настало время припомнить дедовы слова о зарытом кладе. Деньги нужны на металлоискатель, в случае успеха все найденное делится фифти-фифти, и загоревшийся идеей Кости приступает к ее воплощению. Приятная, но не особо выдающаяся комедия абсурда, которая немного напоминает ленты Аки Каурисмяки, но никакого сравнения с великим финном не выдерживает, ограничиваясь измерением непритязательной сказки.

[Сергей Кощеев

](http://cinemaholics.ru/author/kendaskig/)

Мы сами / By Our Selves, 2015
Реж. Эндрю Кеттинг

«Джон Клэр был меланхоличным поэтом, который сошел с ума» — зацикленная фраза из старого телефильма, подводящая черту под историей жизни Клэра. Аудиоотрывки — один из многих слоев, из которых соткан фильм Эндрю Кеттинга. Тоби Джонс, преследуемый странными видениями, в современном мире проходит путь побега поэта из лечебницы длиной в 80 км к своей возлюбленной Мари (правда, тогда уже умершей). Актер, игравший Клэра в старом телефильме, читает отрывки из его дневника. Режиссер берет интервью у знатоков местной культуры и творчества поэта. Съемочная группа рассуждает вслух о съёмках. Чего не хватает потенциально интересной картине, так это более уверенной режиссерской руки, и фильм при всех незаурядных данных выглядит как мусорка идей, среди которых, однако, можно найти стоящие.

[Сергей Кощеев

](http://cinemaholics.ru/author/kendaskig/)

Земля и тень / La tierra y la sombra, 2015
Реж. Сесар Аугусто Асеведо

Лучший режиссерский дебют Каннского фестиваля 2015 от человека, пришедшего в кинематограф из сферы аудиовизуального искусства. Старик Альфонсо возвращается в семью спустя 17 лет, чтобы ухаживать за своим слегшим сыном и присматривать за внуком, пока его жена и невестка работают на плантации сахарного тростника. До их дома ничего не долетает, кроме пепла, который оседает в легких больного. Творческое прошлое режиссера дает о себе знать с первых кадров: красивейшая картинка, напоминающая полотна «крестьянских» художников, заставляет залюбоваться даже одинокой пыльной хибарой. Вяло текущая история разворачивается на понятной территории темы семьи, смерти и родной земли; и все это неплохо, но напоминает художественно выверенный бразильский сериал.

[Анастасия Муяссарова

](http://cinemaholics.ru/author/anastasiia)

Покой нам только снится / Peace To Us In Our Dreams, 2015
Реж. Шарунас Бартас

Скрипачка дает выступление, которое обрывает посередине, истерично рассмеявшись и убежав. Раздается звонок от ее мужчины, который есть не кто иной, как сам режиссер. Он говорит, что они с дочерью собираются в деревню и предлагает забрать ее. Примерно в этот же момент деревенский парень обкрадывает по мелочи огороды, затем в лесу видит привал охотников и уносит их винтовку. Шарунас Бартас — режиссер, несомненно, выдающийся; тем больнее видеть его последнюю работу, тонущую в ужасно искусственных велеречивых диалогах, совершенно не соответствующих подаче личного характера. Ружье в конце выстрелит и все друг друга поймут, но дожидаться этого момента сил никаких. Притом по киноязыку это самый доступный фильм Бартаса, и с довольно явным заглядыванием на «Персону» Бергмана; возможно, именно это и сыграло злую шутку.

[Сергей Кощеев

](http://cinemaholics.ru/author/kendaskig/)