«Люди Икс: Темный Феникс»: Последнее мутанго в Париже

Люди Икс: Темный Феникс / Dark Phoenix
Режиссер: Саймон Кинберг
В главных ролях: Софи Тернер, Джессика Честейн, Джеймс МакЭвой, Майкл Фассбендер, Николас Холт, Дженнифер Лоуренс, Эван Питерс, Тай Шеридан, Коди Смит-МакФи, Александра Шипп
Дата премьеры в РФ: 6 июня

Из космоса поступает тревожное сообщение: через пару минут после запуска американский шаттл сталкивается с непонятным сгустком солнечной энергии. Команда Людей Икс отправляется на выручку, в результате чего вышеупомянутый сгусток радостно вселяется в мутантку Джин Грей (Софи Тернер). Разумеется, на поверку сгусток оказывается неведомой космической чертовщиной, которая начинает творить неведомое космическое черт-те что.

В 2011-м мы получили потрясающий перезапуск франшизы с «Первым классом», продолжили за здравие в «Днях минувшего будущего», лучшем фильме серии, дальше был «Апокалипсис» (не будем давать ему эпитетов) и ни на что непохожий, невероятно мрачный «Логан». Люди Икс всегда были оплотом человечности супергеройского мира, что по-своему иронично, ведь они мутанты. Мы всегда знали историю и цели персонажей, они никогда не сражались только за абстрактный «мир» — они отстаивали свое место в нем. «Темный Феникс» же лишился важнейшей составляющей — искреннего социального комментария о непохожести, на котором строилась вся франшиза и за который мы так ее любили.

«Темный Феникс» тоже старается играть по-крупному, намекает на girl power, разрушает мнимую непогрешимость местных моральных камертонов (не будем показывать пальцем, Чарльз Ксавьер), но в итоге эти благие намерения бесславно проваливаются в яму оперативного развития так называемого сюжета. Фильм сосредотачивается на Джин Грей, и она здесь действительно проходит некий путь, пусть и на быстрой перемотке — так уж распорядились сценаристы. С другой стороны, непонятно, с чего мы вообще должны за нее переживать. Да, не менее хаотичный «Апокалипсис», в котором и появилась героиня, намекнул, что в будущем история будет строиться вокруг Джин. Однако никакой возможности выстроить с ней эмоциональные отношения или хотя бы пару раз сходить на свидание у нас не было.


Фото / 20th Century Fox

Остальные герои — ну, они передвигаются, разговаривают, даже немножко переживают и спорят. За развитие персонажей здесь отдувается Церебро Чарльза — теперь оно беспроводное, типа как AirPods. К сожалению, силами зла лента тоже не может похвастаться: казалось бы, на внутренних демонах можно было разгуляться вдоволь, но злодейка в лице беловолосой (и белобровой) Джессики Честейн здесь выглядит как
неизбежная переменная в общей формуле. И главное — здесь нет мощной музыкальной пробежки Ртути, которая стала приятным обещанием в «Днях минувшего будущего» и процентов на 30 подняла рейтинг «Апокалипсиса». Как вопрошал герой другого фильма про супергероев — why so serious?

Из-за внезапно обнаруженного сходства с «Капитаном Марвел» финальную часть картины пришлось полностью переснять и перенести из космоса в несущийся на полной скорости поезд — и это лучшие минуты фильма. Стоит отдать должное, суперспособности некоторых героев (Эрик Леншерр, мы смотрим на тебя) здесь применяются весьма изобретательно. Правда, это не оправдание для картины, которая продала душу в попытке стать супергеройским боевиком, но так и не стала.


Фото 20th Century Fox

Все мы помним, что Люди Икс теперь перешли из владения Fox во всемогущие лапы Disney, и это присоединяет их к киновселенной «Мстителей» (и им подобны), а также означает конец франшизы в том виде, какой мы ее знаем. «Темный Феникс» не выглядит, как некий финал. «Темный Феникс» выглядит как проходной фильм, который надо было снять, потому что по контракту так положено, потому что студия настаивает и сроки уже поджимают. Здесь нет намека на перерождение, как это было в «Последней битве», которую Саймон Кинберг так хотел переснять, но и нет достойных похорон. Наверное, хорошо, что в планах Marvel на ближайшие пять лет мутанты не значатся.