Не все то золото, что блестит
ВВС продолжает свое «Британское вторжение», засылая все большее количество английских актеров в американские фильмы. В прокат выходит «Женщина в золотом» — очень американская картина, снятая британцем, о Густаве Климте, нацизме, холокосте, патриотизме, но главное — об Америке.
«Женщина в золотом» повествует о Марии Алтманн — бежавшей от нацистов, и осевшей в Калифорнии женщине, после смерти своей сестры решающей воссоединиться с тем, что осталось от ее семьи — своей тетей, изображенной на той самой картине руки Климта, — «Моной Лизой Австрии». В попытках вернуть законное ей помогает молодой недотепа-адвокат Рэнди, потомок Арнольда Шоенберга — австрийского композитора. Действие разворачивается в двух временных отрезках — конец 90-х и конец 30-х, и помимо всей судебной волокиты, через которую проходят главные герои, большая часть фильма посвящена аншлюсу, показанном в типичном стиле Голливуда — трагичная музыка, душераздирающие сцены унижения евреев, приглушенные тона, масштабные нацисткие парады, свастика в каждом кадре , и при этом на фоне всех событий не разворачивается любовная история, что немного сбивает с толку.
Оспаривать игру Хелен Миррен — занятие совершенно неблагодарное, ведь каждая ее роль достойна наград, и эта — не исключение. Но даже играя еврейку со смешным акцентом и любовью поправлять свою прическу, Хелен сохраняет благородство и породу, не скатываясь в типичную карикатуру «тети Сары с Брайтон-Бич». Мастерство, отточенное с годами, ставит фильм на совершенно другой уровень, и это как раз тот случай, когда актер «делает» фильм. В отличие от Дэниела Брюля, который, несмотря на дорогой костюм, так и остается программистом с засаленными волосами, и при каждом его появлении ждешь, что сейчас подоспеет пергидрольный Камбербэтч. Макса Айронса, играющего эпизодическую роль, но все равно исправно приносящего в кинотеатры толпы девушек пубертатного возраста, лишили главного его оружия — британского акцента и вообще дали мало реплик. Тем не менее поразить зрителей ему все равно удается — к удивлению многих, Айронс обладает оперным баритоном, и исполняет арию на радость юным фанаткам, а также делает то, что он умеет лучше всего — влюбленно смотреть, нахмурив брови, и быть порядочным мужчиной (не будем вспоминать про Дориана Грея). А большего им и не надо.
Прорывом можно считать роль Райана Рейнольдса — после «Зеленого Фонаря» и второсортных ромкомов сложно поверить, что он сможет сыграть в драме. Райан не разочаровывает и гордо доказывает, что после франшиз все еще можно стать серьезным актером. Хотя он все равно играет неуклюжего простака, но за этой игрой теперь уже кроется нечто большее, чем просто смазливые ухмылки.
Все мы знаем о волшебной стране кока-колы и Диснейленда, куда люди приезжают за своей Американской мечтой, и стоит только оказаться в Штатах, все проблемы сразу разрешатся, а жизнь наладится. «Женщина в золотом» — не исключение. Американцы снова продвигают идею о том, что, возможно, в других странах вы и потерпите неудачу, но никак не в Америке, и фильм заканчивается более чем ожидаемым хэппи-эндом, красивой финальной сценой с трогающей за душу музыкой, и если кто-то и прослезился при просмотре, к окончанию картины на его лице появится блаженная улыбка, такая же, как у героев. И такой подход был бы совершенно оправданным, будь это романтическая комедия, но для фильма, затрагивающего тему фашизма, холокоста, Второй мировой, алчности и меркантильности, такой прием кажется немного фальшивым, а совсем начистоту — совершенно неэтичным.
Но сценаристы и здесь смогли найти себе оправдание, удачно вставив реплику «не надо думать, что все крутится только вокруг холокоста». Не все крутится вокруг холокоста, а все крутится вокруг Америки — такова красная нить этой картины.