Пять ни для кого

19 апреля родился Джеймс Франко.

Дорогой Джеймс живет очень далеко от нас, и мы даже не можем послать ему праздничный торт в виде Марины Абрамович. Поэтому мы решили составить скромный топ его — внимание — режиссерских работ. Про них ходят легенды, но их мало кто смотрит и ценит. И мы постарались это исправить. Посмотрели. И даже почти ценим. Только очень болит голова и дергается глаз.


The Broken Tower / Разрушенная башня, 2011

Медленное, тягучее кино про писателя-неудачника с джентельменским набором: гомосексуализм, алкоголизм, депрессия. Трудно сказать, что в этом фильме не так. Пожалуй, что все. Джеймс Франко прекрасно смотрится в чб, Майкл Шеннон прекрасно смотрится в чем угодно, но как пелось в одном известном шлягере — только, только, этого мало. Если вы хотите заработать стойкую аллергию на авторское кино — вам сюда. Даже самые преданные фанаты Джеймса мрачно морщат лоб при упоминании этого фильма. Джеймс, мы верим в тебя изо всех сил, но вот так, пожалуйста, больше не делай (ну мы очень просим).


My Own Private River / Мой личный Ривер, 2012

Все очень просто: Джеймс выпросил у Гаса Ван Сента рабочие материалы со съемок фильма «Мой личный штат Айдахо» и смастерил из них документальную ленту про Ривера Феникса, старшего брата Хоакина и перспективного актера, умершего от передозировки наркотиками в возрасте 23-х лет. Результат вышел далеко не ужасным, потому что а) неигровое кино; б) Гас Ван Сент подсобил (напоминает знаменитую историю про то, как Вим Вендерс кусок пленки Джармушу подарил); в) Джеймс не зациклился на любимых любимых темах/патологиях, а сделал главным героем красивого и талантливого человека.


Interior. Leather Bar. / Интерьер: Садо-мазо-гей бар, 2013

Джеймс Франко и Трэвис Мэтьюз (есть такой кинематографист) решили восстановить справедливость во имя луны и воссоздать 40 минут веселых гей-оргий, некогда вырезанных из фильма Уильяма Фридкина «Разыскивающий». И по пути, конечно, порассуждать на тему свободы, смысла жизни и всего такого. Получилась очень, очень странная документальная лента, где мужчины долго о чем-то говорят, а потом бац — начинают целоваться, в кожаных штанах расхаживать и так далее. Из хорошего — Джеймс, кажется, один из немногих, кто понимает, что лучшая музыка для секс-сцен — это шугейз. Из плохого — да что, черт возьми, вообще происходит?!


As I Lay Dying / Когда я умирала, 2013

Экранизация рассказа Фолкнера, участник Каннского фестиваля и более-менее осознанная попытка Франко взглянуть смерти в глаза — во всех смыслах. Результат получился неоднозначным: с одной стороны, Джеймс вроде бы умеет подбирать актеров и работать с ними, с другой — адаптировать серьезную литературу для кино ему пока явно не по зубам. К визуальной стороне ленты тоже есть несколько вопросов, особенно в сцене с падением в реку — кажется, что оператор упал в воду следом за актерами.


Child of God / Дитя божье, 2013

Некто Лестер Баллард вышел из тюрьмы и тут же стал делать все для того, чтобы туда снова попасть: грабить, убивать, насиловать мертвых женщин и так далее. Над сценарием вместе с Франко и Винсом Джоливеттом корпел Кормак МакКарти, поэтому Child of God выглядит пока самым продуманным и цельным фильмом Джеймса — но и самым мрачным тоже. Там не происходит вообще ничего хорошего. При просмотре фильма постепенно начинает тревожить чувство, что ты вот-вот превратишься в крота — настолько низко падает главный герой фильма. Лента немножко напоминает страшную и могучую картину «Генри: Портрет серийного убийцы», но, что называется, этажом пониже.


Бонус: несколько слов о самых зажигательных короткометражках Джеймса Франко:

The Feast of Stephen / Пир Стивена, 2009

Щуплый очкарик слишком плотоядно смотрел на группу пацанов, играющих в мяч, за что и поплатился. Парни схватили мальчика и долго били, а тот представлял в это время их голыми. Насилие, геи, геи, геи, в общем, типичный Франко.


Herbert White / Герберт Уайт, 2010

14 минут небритый Майкл Шеннон ездит на машине, разговаривает по телефону, пьет пиво, а потом внезапно совокупляется с трупом. Запредельно скучно.


Dream / Мечта, 2012

Довольно, как ни странно, светлая работа. Сюжета нет, зато не про геев и никто не умирает.