Как я перестал бояться и полюбил короткометражки

Альберто Виаваттене – молодой режиссер из Италии. Он несколько лет работает в съемочной группе Паоло Соррентино, снимает свои короткометражные фильмы и недавно как раз собирал призы на кинофестивалях со своей работой «День рождения» (Birthday). Мы вместе с Medialab встретились с Альберто в Каннах, чтобы поговорить о его опыте работы в киноиндустрии, любимых режиссерах и о том, как, черт возьми, можно попасть в съемочную группу к самому Соррентино.

Первый вопрос — базовый, но я не могу его не задать: что сподвигло тебя на то, чтобы стать режиссером? Почему ты выбрал именно эту профессию?

Я любил кино с самого детства, поэтому для меня было вполне естественным начать двигаться в этом направлении. В 14 лет мне подарили первую камеру, и я начал снимать все вокруг. Сначала мои близкие выступали в качестве актеров, потом, шаг за шагом, я начал снимать свои первые короткометражные работы.

А как твоя семья относится к выбору твоей профессии?

Они меня очень в этом поддерживают! Это важно — чувствовать поддержку от своих родных.

А какие режиссеры тебя в основном вдохновляют? Ты заимствуешь приемы у кого-то из них?

Меня вдохновляют даже не столько режиссеры как таковые, сколько определенные сцены в фильмах. Поэтому если я заимствую что-то у других, то, скорее, настроение и атмосферу, зацепившую меня. Я очень люблю Хармони Корина, Гаспара Ноэ, Дэвида Линча, Кроненберга... список длинный.

А в детстве был какой-то фильм, который оказал на тебя сильное влияние?

Когда я был ребенком, я смотрел много хорроров. Мне нравилось находиться в этом состоянии шока и страха, я искал именно этого в кино.

И ты пытаешься сейчас воссоздать эту атмосферу шока в своих фильмах? Как в той короткометражке с гориллой?

Да!

Но твоя новая короткометражка «День рождения»...

Она снята в совершенно другом стиле.

Расскажи немного об этом фильме! Он немного жутковатый и очень стильный. Концовка меня застала врасплох.

Он превращается практически в фэшн-видео под конец. На стадии сценария у фильма было совершенно другое настроение. Уже в ходе съемочного процесса я поменял свое мнение о том, как он должен закончиться, и полностью изменил концовку.

То есть ты интуитивный режиссер, любишь опираться на настроение в рабочем процессе?

О, да.

Слушай, мне вот что интересно: есть отличные режиссеры, которые закончили киношколу, а есть среди великих и те, кто никогда в нее не ходил. Ты на чьей стороне?

Я считаю, что в этой профессии главное — практика. Ну, в Италии точно. Если ты живешь в Калифорнии, то, конечно, можешь поступить в хорошую киношколу. У нас — вряд ли. Я не мог поехать учиться в Америку, это очень дорогое удовольствие.

Если бы у тебя была возможность пойти в американскую киношколу, ты бы пошел?

Я бы порекомендовал туда пойти, хотя сам уже вряд ли соберусь. Я сразу начал работать в киноиндустрии.

Ну, погоди, ты же не можешь просто так взять и начать работать в киноиндустрии. Как ты туда попал?

Мне просто повезло.

О, нет! Только не «мне просто повезло», а как же секрет успеха?

Я начал работать у Паоло Соррентино помощником оператора на фильме «Изумительный» (Il Divo), участвовал в съемках «Молодости», «Молодого папы» и остальных его проектов.

Так а туда ты как угодил?

Сначала пришел просто волонтером, они снимали часть сцен в Турине — моем родном городе — и искали помощников в съемочную группу. Я попал к ним на пробный период и в итоге остался работать до конца фильма.

А до этого у тебя ведь был опыт работы на съемках?

Да, я работал помощником оператора в небольших короткометражных проектах и на телевидении, но опыт с Соррентино стал для меня настоящим прорывом. Это ведь настоящее кино.

Ты до сих пор работаешь с ним помощником оператора?

После того как Соррентино посмотрел мой короткометражный фильм «День рождения», он предложил мне снять бэкстейдж нового проекта «Они» (Loro). Так что я профессионально расту, работая с ним.

У тебя на данный момент на счету три короткометражки?

Пять!

Ого! Ты любишь работать с коротким метром?

Я ненавижу короткометражки, признаюсь честно. Но сейчас я могу снимать только в таком формате.

Ты не можешь назвать ни одну короткометражку, которая бы тебе понравилась?

В мире слишком много короткометражек. На самом деле никто не любит короткометражки, кроме режиссеров, которые их снимают.

Да ладно тебе, они даже на «Оскаре» представлены! К тому же, Соррентино тебе предложил бэкстейдж снимать после того, как увидел твой фильм.

Да, это хороший формат, но для разогрева перед полным метром.

Ты свою короткометражку тем временем катаешь по фестивалям: она была на NYFF (Нью-Йоркский кинофестиваль) и в Пусане. Скажи, какой из фестивалей тебе больше понравился и сложно ли попасть в программу?

Во-первых, большинство фестивалей не оплачивают ни дорогу, ни проживание режиссерам короткометражных фильмов. Я должен заботиться об этом сам, это зачастую довольно затратно. Но в этом году мой фильм попал в программу кинофестиваля в Пусане (BIFF), и организаторы оплатили мне всю поездку. Это был очень крутой опыт. Так что это, наверное, пока что мой любимый фестиваль как участника.

А сложно вообще пройти отбор на международный кинофестиваль?

На самом деле просто нужно отправлять свой фильм, куда только возможно. За меня это, правда, делает мой дистребьютор.

А когда ты снимешь полнометражный фильм, на какой фестиваль тебе больше всего хотелось бы с ним попасть?

Канны!

А почему не Венеция, например?

Не люблю Венецианский кинофестиваль, он слишком... итальянский!

А что тебя так привлекает в Каннском кинофестивале?

Мне нравятся параллельные секции, и в Каннах всегда отличный конкурс.

Ты вроде не любишь все эти красные дорожки и прочую шелуху?

Да, не люблю. Кино — это одно, красная дорожка — это совсем другая история. Я предпочитаю разделять искусство и светские тусовки.

Ты уже планируешь заняться производством полного метра? Есть какие-то идеи для фильма?

Да, у меня уже есть сценарий, сейчас я как раз веду переговоры с продакшн-компанией в Италии. Рассказать пока про него не могу, извини.

Какой бы совет ты хотел дать молодым начинающим режиссерам?

Just do it. Не ждите возможности сделать что-то крупное, просто начинайте работать.