«Впусти солнце»: Жизнь Изабель
Un Beau Soleil Interieur / Впусти солнце
Режиссер: Клер Дени
В главных ролях: Жюльет Бинош, Ксавье Бовуа, Филипп Катерин, Николя Дювошель, Алекс Дека, Жерар Депардье, Валерия Бруни-Тедески
Дата премьеры в РФ: 4 января
Пятидесятилетняя художница Изабель (Жюльет Бинош) лежит на кровати и ждет, пока заносчивый банкир (Ксавье Бовуа) завершит свои несколько утомительные, судя по ее лицу, фрикции. Во время секса мужчина успевает задать неуместный вопрос, за что моментально получает поворот от ворот. Любовный акт обрывается на полувздохе, банкир уходит, Изабель остается одна. Но это ненадолго.
Следующие несколько недель женщина проведет в поисках того, кого принято называть soulmate, неизменно выбирая отменно безнадежные варианты: слегка женатый актер, загадочный иммигрант, внезапно растворяющийся в тумане коллега по работе. Она будет отчаянно влюбляться, еще сильнее — разочаровываться, но не падать духом, пуская в ход все средства — вплоть до похода к экстрасенсу (Жерар Депардье).
Трудный возраст, смятая постель — томление духа и плоти обеспеченной зрелой француженки так и напрашиваются на классическую буржуазную мелодраму-комедию, где все будет медленно, красиво и необязательно. Изящно сыграть на этом поле, не изменив себе, но и не впав в декорированную банальность — вполне себе вызов для режиссера, чей почерк в принципе не склонен к фривольным завитушкам. Клер Дени часто снимала фильмы о любви вопреки, и «Впусти солнце» тоже вроде-бы-как о ней, но в куда большей степени — об одиночестве и усталости.
Тривиальная, в общем-то, история разыграна по всем правилам: Жюльет Бинош выразительно изображает трепетную лань, мужчины все как на подбор нелепы и практически беспомощны, имеется обязательный родительский надлом (бывший муж упорно пытается вернуться в жизнь героини, с дочкой она видится мало, и та постоянно наблюдает, как мама плачет по вечерам), разговаривают очень много, сложноподчиненными предложениями и в основном не по делу.
При этом — замечательная камера Аньес Годар, неуловимо издевательские ракурсы, которые то и дело превращают трагедию героини в фарс, постоянное проигрывание одних и тех же ситуаций (меняются только имена и рестораны), доводящие историю почти что до абсурда. В какой-то момент Изабель натурально орет на своих коллег, потому что они достали трындеть о красивых домах и беспечных отпусках. Фильм в принципе пропитан иронией по отношению к образу жизни героев, но, кажется, высмеивание нравов зажиточных людей интересует Дени в последнюю очередь. Удушливая атмосфера роскошных галерей и скучных вечеров с бокалом вина работает скорее как фон для метаний главной героини, которая стремится найти что-то по-настоящему новое, искренне боясь при этом покинуть привычную систему координат.
Это очень смешное кино, но в нем достаточно скрытой боли; ближе к финалу в глазах героини уже читается не «хочу настоящей любви», а «о боже, как все задолбало». И зрителю одинаково легко как солидаризироваться с ней, так и посмеяться над женщиной, обозвав наивной дурочкой — особенно это касается ударного эпизода с экстрасенсом-Депардье, который вместо того, чтобы предсказывать Изабель судьбу, явно ее клеит. Но любовь в данном случае — это не только неизбывное желание просыпаться с кем-то близким и дорогим в одной кровати, это еще и бегство от себя, от опостылевший жизни, обманчиво легкий способ решить все проблемы — хотя бы на первое время, когда страсть не знает преград.