«Тренер»: Спорт, ложь, видео

Тренер
Режиссер: Данила Козловский
В главных ролях: Данила Козловский, Владимир Ильин, Андрей Смоляков, Ольга Зуева
Ирина Горбачева, Виктор Вержбицкий
Дата премьеры в РФ: 19 апреля

Футболист национальной сборной Юрий Столешников (Данила Козловский), спортсмен большого темперамента и таланта, в важном матче Россия-Румыния промахивается мимо мяча в решающем пенальти. За этим сразу же следует предсказуемая эмоциональная реакция и куда менее предсказуемая драка с болельщиком, который выбежал на поле выразить свое экспертное мнение. После скандала Юрий выбывает из профессии на год.

И вот, на излете уже второй, Столешников мужественно занимается какой-то ерундой, как вдруг ему поступает предложение поехать в провинцию тренировать маленькую, наглухо убитую местной апатией, команду. По приезде Юрий знакомится с Ларой (Ирина Горбачева), президентом клуба и, так уж вышло, дочерью мэра (Виктор Вержбицкий), которая дает понять, что все плохо и лучше лишний раз не высовываться. Столешников с таким раскладом не согласен, берет быка за рога, подключает местного тренера-корифея (Владимира Ильин) и постепенно выводит команду из анабиоза.

Не нужно обладать экстрасенсорными способностями, чтобы понять, куда дальше будет двигаться история. Конечно же, Юрий отрастит новые крылья, на которых и полетит в светлое будущее, где помирится с требовательным отцом (который все это время тайком записывал матчи сына на видео), обретет любовь и так далее, финал тоже при желании можно угадать уже из трейлера. Правда, невозможно угадать некоторые, так сказать, музыкальные номера, но спишем это на особенности режиссерского видения. За вычетом, собственно, неожиданного использования народных хитов, «Тренер» — убаюкивающе нормальный дебют, со всеми вытекающими.

Из хорошего здесь — искренняя заинтересованность режиссера в материале, отличный оператор Федор Лясс, неподдельная энергия, приятные лица на втором плане. Из плохого — местами вызывающий эпилепсию монтаж (возможно, монтажер просто пропускал все нечетные рабочие смены), неуместный мелодраматизм, и тот факт, что приятным лицам на втором плане по сути нечего играть. Особенно, конечно, обидно за Горбачеву: потенциально выигрышная роль, большой простор для girl power, но все, что актрисе достается — полтора эффектных выхода, один из которых включает в себя применение насилия по отношению к предвзятому рефери.

Воспевая дисциплину и веру в себя, «Тренер» сам на удивление не собран: режиссер постоянно отвлекается на захватывающие панорамы города, опереточную романтику уютных дворов во вред спартанскому ритму спортивной драмы. Первой половине фильма хватает беспечной бодрости, чтобы пролететь буквально на одном дыхании, во второй начинаешь безнадежно вязнуть в бесконечном «вы-все-сможете-давайте-братцы», как будто тебя взяли в плен дьявольские силки. Под конец Козловский рассыпает перед зрителем пригоршню различных финалов, не зная, какой же все-таки выбрать (и выбирает в итоге самый сказочный и помпезный).