Топ-20 любимых фильмов Дарьи Житковой

Большинство классики я пересмотрела в «Мире искусства», куда часто сбегала в студенческие годы. Любовь к конкретной картине для меня определяется желанием показать ее друзьям и возвращаться к ней в мыслях. Когда спрашивают: «Какой твой любимый фильм?», я отвечаю по настроению что-то из этого списка.


20. Реальность / Reality
Реж. Маттео Гарроне

До сих пор самый любимый фильм Маттео Гарроне. История Лучано перекликается с судьбой актера, исполнившего главную роль. Аньелло Арена состоял в Каморре и пожизненно сидит в тюрьме за убийство, но каждое утро его выпускали на съемочную площадку и каждую ночь возвращали в камеру. Настоящая жизнь в кадре.


19. Кулачное право свободы / Faustrecht der Freiheit
Реж. Райнер Вернер Фассбиндер

Ни одна группа не заставила меня смотреть столько фильмов, как Spiritual Front. Их эпоха для меня прошла, но любовь к Фассбиндеру осталась. Здесь режиссер сыграл свою единственную главную роль и показал жизнь во всей красе: от успеха до отчаяния.


18. Амаркорд / Amarcord
Реж. Федерико Феллини

Фильм о детстве Феллини полюбился мне своей непосредственностью. Смотрела его несколько раз на пленке и каждый раз находила что-то новое.


17. Гольциус и пеликанья компания / Goltzius and the Pelican Company
Реж. Питер Гринуэй

Абсолютно безумный Гринуэй на стыке инсталляции и кино. В тот момент он еще не перебрался в музейное пространство, но уже впитал в себя культуру Нидерландов. Гольциус — до сих пор один из моих любимых художников XVI века, а его сладострастные картины и библейские истории нашли лучшее воплощение в бетонном зале с проекциями. Запрещается смотреть тем, кто практикует сексуальное воздержание, а то танец Саломеи способен сподвигнуть на преступление.


16. Аттенберг / Attenberg
Реж. Афина Рахель Цангари

Когда Афина Рахель Цангари работает вместе с Йоргосом Лантимосом, получается незабываемое кино. «Аттенберг» очень аутентичный, как ранний Лантимос, к фильму постоянно возвращаешься. Прекрасная Ариана Лабед в главной роли и песня Франсуазы Арди.


15. Пустоши / Badlands
Реж. Терренс Малик

Ранний Терренс Малик — лучший Терренс Малик. До побега от нарративности он показывал истории любви in the middle of nowhere. На «Пустошах» учились все — от Оливера Стоуна до Уэса Андерсона. Спустя 45 лет фильм не потерял ни капли своего очарования, а Мартин Шин из 70-х до сих пор сводит меня с ума.


14. Безумный Пьеро / Pierro Le fou
Реж. Жан-Люк Годар

Каждый прошел через период Годара, этого нельзя избежать. Кто-то грустит о том, какой он был милый в дебюте, а превратился в безумного старика, бросающего Аньес Варда у дверей своего дома. А кто-то находит свой маленький фильм и любит его всем сердцем. Для меня таким стал «Безумный Пьеро», наполненный художественными отсылками и критикой общества в неоновом свете.


13. Белый шарик / The White Balloon
Реж. Джафар Панахи

Кто бы мог подумать, что фильм о девочке, которая хочет купить рыбку, будет восприниматься как настоящий боевик. Несправедливости, с которыми сталкивается главная героиня, заставляют злиться на весь Иран сразу. Великий классик Аббас Киаростами помогал Джафару Панахи писать сценарий к фильму, и не зря. Вся фильмография Панахи прекрасна, но «Шарик» оставляет особый след в памяти.


12. Персеполис / Persepolis
Реж. Маржан Сатрапи

Лучший способ рассказать об исламской революции в Иране. Уже после просмотра встретила этот комикс на полке The American Book Center в Амстердаме и читала всю дорогу домой, а потом посмотрела фильм еще раз пять.


11. Украденные поцелуи / Baisers volés
Реж. Франсуа Трюффо

С эпохи Трюффо началась любовь к французской «новой волне». Все картины из цикла Антуана Дуанеля по-своему хороши: «400 ударов» — без сомнения, гениальный фильм, но по возрасту мне оказался ближе «Украденные поцелуи». Годар и Трюффо пытались оторвать с руками Жана-Пьера Лео для следующих фильмов. Он нашел компромисс, а режиссеры помирились и вместе сорвали Каннский кинофестиваль.


10. Гордость / Pride
Реж. Мэттью Уорчас

В путешествии всегда стремлюсь пойти в кино и посмотреть то, что не выходит в прокат в России. Перед сеансом «Boyhood» в Амстердаме я увидела трейлер «Гордости», который заставил меня плакать. Через месяц на «Бритфесте» я снова заливалась слезами уже непосредственно во время просмотра, а через год повесила в комнате огромный постер фильма. «Гордость» — жизнеутверждающая картина, которая не оставит равнодушными даже самых не заинтересованных в теме. Саундтрек из 80-х обязан попасть в плейлист каждому. Разбитое сердце на концерте The Smiths. United Kingdom от слова Unite!


9. Дитя / L'enfant
Реж. Жан-Пьер и Люк Дарденн

Для тех, кто думает, что в фильмах братьев Дарденн ничего не происходит: вы просто не смотрели «Дитя». Гарантированный разрыв сердца, молодой и безбашенный Жереми Ренье и драма, после которой собираешь себя по кусочкам.


8. Билли Эллиот / Billy Elliot
Реж. Стивен Долдри

Мне особенно близко это кино о танце и силе духе. Если душа лежит к балету, нельзя его бросать из-за предубеждений назойливых родственников. «Билли Эллиот» доказал, что в балете есть место пацанам из рабочего класса, а Мэттью Борн боролся за равноправие, чтобы поставить «Лебединое озеро», где все лебеди — мужчины.


7. Стрелочник / De Wisselwachter
Реж. Йос Стеллинг

Единственный фильм Йоса Стеллинга, с которым мы подружились. Одинокий стрелочник сидит в своей каморке, когда с поезда сходит роскошная француженка, которая, очевидно, ошиблась станцией. На целый год она остается у него, и из-за языкового барьера называет стрелочника исключительно dégoûtant (отвратительный). Зима уходит и растапливает лед между людьми. Минимум актеров, диалогов и декораций, максимум чувств!


6. Платье / De jurk
Реж. Алекс ван Вармердам

Любимый нидерландский режиссер, мастер фирменного сарказма Алекс ван Вармердам в своем фильме проклял несколько судеб с помощью кусочка ткани. Платье с орнаментом из листьев переходило от одной хозяйки к другой, превращая жизнь в боль. Пожалуй, лучший пример абсудрного творчества постановщика и самый понятный.


5. Апокалипсис сегодня / Apocalypse Now
Реж. Френсис Форд Коппола

После просмотра я отказывалась смотреть кино целый месяц. Что может быть монументальнее «Апокалипсиса сегодня»? Лучшая роль Мартина Шина.


4. Семейный портрет в интерьере / Gruppo di famiglia in un interno
Реж. Лукино Висконти

Висконти — по духу мой режиссер, он единственный смог бы экранизовать Пруста наиболее точно. Когда пересматриваю «Семейный портрет в интерьере», наделяю героев чертами «поисков утраченного времени». Берт Ланкастер в роли профессора напоминает гремучую смесь барона Де Шарлю и Свана, а Конрад (Хельмут Бергер) — вылитый Жупьен. В каждом кадре чувствуется любовь к Хельмуту Бергеру.


3. Билли-лжец / Billy-liar
Реж. Джон Шлезингер

Все мы немножко Билли-лжец. Ради господства в своем воображаемом мирке Билли, Фишер готов пожертвовать реальной жизнью. Роль Тома Кортни, в которую невозможно не влюбиться.


2. Вкус меда /A Taste of Honey
Реж. Тони Ричардсон

Эталон kitchen-sink drama, поставленный сначала на театральной сцене. Спектакль покорил зрителей, не видевших на сцене простых историй о подростковой беременности и волевых женских персонажей. Пьесу на экране смог воплотить только Тони Ричардсон, который был в отличной форме и буквально на следующий год снял «Одиночество бегуна на длинную дистанцию». Моррисси разбил «Вкус меда» на цитаты и приправил ими свои песни. Один из самых актуальных фильмов тогда, сейчас и всегда.


1. Кес / Kes
Реж. Кен Лоуч

Британские фильмы 60-х завоевали мое сердце пару лет назад. Во главе расположился «Кес» — лента о дружбе между мальчиком-одиночкой Билли Каспером и его соколом, снятая Кеном Лоучем. Кто бы что ни говорил, ранний Кен Лоуч — лучший Кен Лоуч. В первых фильмах «Бедняжка» и «Кес» он нарабатывал мастерство, которое, увы, в дальнейшем сделает его заложником собственных штампов. «Кес» — это самое прекрасное, что было у режиссера, и этот шедевр оставил неизгладимый след в моей жизни.