«Тельма»: Очень странные дела
Тельма / Thelma
Режиссер: Йоаким Триер
В главных ролях: Элли Харбоа, Кая Уилкинс, Хенрик Рафаелсен, Эллен Доррит Петерсен
Дата премьеры в РФ: 23 ноября 2017
Тельма — нелюдимая и робкая первокурсница университета в Осло. Совсем недавно она съехала от своих родителей, христиан-фундаменталистов, и вот вроде бы должна начаться самостоятельная жизнь, но не тут-то было. Девушку одолевают ежедневные вечерние звонки, проверки профиля на facebook и куча навязчивых вопросов вроде «А что ты готовишь сегодня?».
Все меняется, когда Тельма встречает Аню. Девушки влюбляются друг в друга и серые будни начинают разбавляться вечеринками, сигаретами и алкоголем, о которых раньше нельзя было и мечтать. Железная семейная хватка ослабевает, и звонки от родителей постепенно переходят в категорию «пропущенные». Но это одна сторона медали, обратная — частые приступы и странные сверхъестественные способности, которые появляются у Тельмы.
После не совсем удачного англоязычного дебюта «Громче, чем бомбы» Йоаким Триер вернулся на родину и в рекордные для себя сроки снял новый фильм, нисколько не похожий на предыдущие ленты. «Тельма» находится на пересечении жанров: в ней есть история взросления, детектив о поиске своего прошлого, религиозная драма и триллер с уклоном в научную фантастику. И тут вроде бы легко оступиться и сделать сильный крен в одну из сторон или вовсе намешать жанры так, что получится каша. Однако этот коктейль работает, и итоговый результат напоминает скандинавскую версию «Кэрри» или даже фильм о герое «Людей Икс», снятый Ингмаром Бергманом.
Повествование время от времени разбавляется флэшбэками, после которых становится понятно, как дочь набедокурила в детстве и почему за ней до сих пор нужен глаз да глаз. Каждый эпизод если не пугает, то точно удивляет и даже шокирует. И когда история целиком известна, больше всего поражает смелость Триера не раскрывать природу этих способностей и «раскручивать» их на полную мощность. Для него эта сила, прежде всего, — метафора, которая отлично показывает одиночество героини.
Как и в своем лучшем фильм «Осло, 31 августа» в «Тельме» Триер делает то, что удается ему лучше всего — рассказывает очень личную историю человека. И эта история трогает и волнует не в последнюю очередь благодаря молодой актрисе Элли Харбоа, которая прекрасно понимает своего персонажа. Она убедительно раскрывает внутренний конфликт героини между ее ориентацией и религиозными убеждениями, навязанными семьей. Жаль, остальные сюжетные арки интересуют Триера в меньшей степени. Из-за этого картина, при всех ее очевидных достоинствах, ощутимо теряет в масштабе — по итогам все сводится к довольно примитивной идее «принимай себя такой, какая ты есть».