«Допинг»: Baby, did you forget to take your meds?

Скоро на отечественных экранах можно будет увидеть байопик легендарного велогонщика Лэнса Армстронга под говорящим названием «Допинг». Картина не сыскала бурных симпатий ни у широкой публики, ни у критики на Западном фронте, но настолько ли все плохо?

«Допинг» (он же The Program) расскажет о том, по какой методике Армстронг и его команда готовились к победам на главной велогонке всего мира «Тур де Франс», и как они со своими титулами распрощались — ни больше, ни меньше. Весь сюжет отлично вписался в слоган «Победа у него в крови»: складывается ощущение, что все, что выходит за рамки приема стероидов, выходит и за рамки сценария. Сцена на минуты три экранного времени: Лэнс спрашивает девушку, любит ли она пиццу, следующий кадр — пара стоит уже у церкви, все — больше мы о семье велосипедиста не слышали.

«Допинг» больше о механизмах, чем о самих явлениях, и в спортивной фармакологии является почти тем же самым, что и «Игра на понижение» в мире Уолл-стрит: на экране долго и последовательно нам показывают шприцы и капельницы, и как их правильно использовать. Все эти ритуалы с аптечкой воспроизводятся под аккомпанемент песни No Surprises известной группы. Понятно, что это сделано для того, чтобы усилить ощущение рутины в подготовке к соревнованиям, но на деле этот монотонный и удручающий трек задает тон всему фильму, такому же пресному и вязкому.

Фильм основан на книге ирландского журналиста The Sunday Times Дэвида Уолша «Семь смертных грехов: Моё преследование Лэнса Армстронга», которая представляет собой довольно сухое, хоть и точное расследование нашумевшего дела. Беда в том, что сценаристы «Допинга» не добавили ничего живого к первоисточнику, и в итоге получился не художественный фильм, а сборник фактов.
Конечно же, знать в каких дозах Армстронг принимал запрещенные препараты интересно, но куда занимательнее — зачем он это делал. На этот вопрос картина ответить затрудняется, выдавая спортсмена за одномерного злодея, одержимого победами и славой. Таким же плоским предстает и сам Уолш — тут ненароком можно подумать, что толчком к тому самому преследованию послужила не жажда справедливости, а тот факт, что как-то раз журналист проиграл пари Армстронгу, в результате чего был вынужден сбрить бороду (с этого, собственно, и начинается фильм). Все это вызывает глубокое недоумение, ибо над фильмом работали такие люди как Джон Ходж («На игле», «Неглубокая могила») и Стивен Фрирз («Филомена», «Опасные связи»), у которых обычно картины бессмысленно не раскачиваются и не усыпляют.

Загубили ли проект продюсеры — неизвестно, но все-таки искренне обидно за весь актерский состав: даже за Дастина Хоффмана, который тут явно зря появился ради каких-то тусклых пяти минут. Истощавший и мечущийся Джесси Племонс и Гийом Кане в роли безумного гения, Доктора Допинга — пожалуй, самые сильные игроки на втором плане. Но, сказать, что Ли Пейс в роли почти что Джо Макмиллана из «Остановись и гори», а также типичный ирландец Крис О'Дауд, играющий типичного ирландца, — плохи, язык не поворачивается. Что до Бена Фостера, исполнителя главной роли, то тут только остается разводить руками: в который раз актер отдает всю душу непонятно кому, хотя, казалось бы, счастье было близко — вот он, монументальный байопик о человеке, которого знает каждая собака. Но не все то золото, что получает «Оскары» за «Вселенную Стивена Хокинга».

Несмотря на все недостатки, «Допинг» — не самое плохое, что вы увидите в кино в этом месяце, и на разок-другой все-таки сгодится. В конце концов, не зря ведь каст так старался.

Дайана Левченко