«Секретное досье»: Доброе утро, Вьетнам

Секретное досье / The Post
Режиссер: Стивен Спилберг
В главных ролях: Мэрил Стрип, Том Хэнкс, Мэттью Риз, Кэри Кун, Боб Оденкерк, Дэвид Кросс, Сара Полсон, Элисон Бри
Дата премьеры в РФ: 22 февраля

Словив вьетнамский флэшбек, некогда военный эксперт США Даниэль Эллсберг (Мэттью Риз) понимает, что война бессмысленна, а правительство только врет о том, что победа близка. Надеясь на силу СМИ, Эллсберг крадет целую коробку секретных документов, ксерокопирует их и сливает газете The New York Times.

Тем временем, редактор-идеалист газеты Washington Post Бен Брэди (Том Хэнкс) всеми силами пытается поднять авторитет издания и узнать, какой материал готовят коллеги из Times. В первую очередь это важно Кэтрин Грэм (Мэрил Стрип), новому владельцу издания, ведь из-за ее пола и отсутствия опыта всерьез ее никто не воспринимает.

Когда три титана американского кино — Хэнкс, Спилберг, Стрип — объединяются ради создания нового фильма с датой релиза аккурат в середину наградного сезона, в голову приходит только одна мысль: «очередной Oscar bait». И это тот самый случай, когда первая реакция попадает в точку. Правда, если номинация Стрип, которая в очередной раз бьет свой же рекорд, мало кого удивит, то вторая номинация — на лучший фильм — вызывает лишь недоумение. Пожалуй, фильм «Секретное досье» можно описать одним словом — безопасный. Картина сбрасывает с себя любые возможные риски и гордо идет кем только не протоптанной тропинкой к очевидному финалу, выкрикивая на каждом шагу банальные истины о равенстве и свободе слова. Совсем непонятной остается форма этого маршрута: для политического триллера картине не хватает напряжения, для журналистского расследования — внезапно, журналистского расследования, а для байопика — сфокусированной личной истории.

Беззубость и предсказуемость картины проявляется не только на уровне идей, но и на уровне реализации. Куда не ткни, везде талантливый человек, но каждый делает свою работу на автомате. Вот Стивен Спилберг без режиссерских откровений создает очередной фильм о группе смелых людей и их влиянии на историю. А вот легенды актерского мастерства Мэрил Стрип и Том Хэнкс, не напрягаясь, выдают монолог за монологом о роли женщины в обществе, свободе слова и противостоянию Никсону. За их широкими спинами где-то на задворках кадра сидят актеры второго плана, набранные преимущественно из сериалов (Мэттью Риз, Кэри Кун, Боб Оденкерк, Дэвид Кросс, Сара Полсон, Элисон Бри). Жаль, что они получили так мало экранного времени и большую часть фильма работают очень талантливой мебелью. Музыка Джона Уильямса нарочито подчеркивает каждый эмоциональный момент, а камера Януша Камински летает между героями, чтобы не дать зрителю заскучать. Апогея банальности их дуэт достигает в кульминационном моменте, когда Грэм решает, стоит ли изданию публиковать материал: камера взмывает вверх и делает полтора круга вокруг героини Стрип под аккомпанемент давящего саундтрека.

Ближе к концу фильма начинает казаться, что эту историю можно и, возможно, нужно было рассказать с другого ракурса. У Спилберга мог получится приключенческий фильм об Эллсберге, который успел повоевать во Вьетнаме, поработать военным экспертом, разочароваться в правительстве, с благородной целью слить несколько тысяч страниц, а потом успешно скрываться. Сюжет картины могли обезличить и построить вокруг журналистов The New York Times, которые несколько месяцев рылись в слитых документах в поисках компромата, или на худой конец — вокруг журналистов Washington Post, которые продолжили дело коллег.

Однако в центр сюжета сценаристы ставят Кэтрин Грэм, поэтому ее история уводит все политические интриги и расследования журналистов куда-то на второй план. «Секретное досье» — это в первую очередь кино о трансформации мямлящей и неуверенной в себе женщины, теряющейся на фоне мужчин, в твердую и решительную героиню, которая ради борьбы за правду бросает вызов правительству страны, рискуя семейным делом.

Этот мотив эмансипации не просто проходит через фильм красной нитью — в разжеванном виде он подается зрителю во многих сценах. Сперва несколько женщин одобрительно кивают в знак солидарности идеям Грэм, потом второстепенные персонажи хвалят несгибаемость героини. Ближе к концу фильма идея дополнительно проговаривается вслух, когда молодая работница суда благодарит Грэм за все, что она сделала для женщин. Безусловно, месседж важный, но все же он бы сработал лучше на полутонах и намеках, а не криком зрителю в лицо. Ведь удалось же Спилбергу более тонким способом зарифмовать далекие 70-е и современную Америку. Нетрудно догадаться, что за карикатурным образом Никсона, показанного злодейским силуэтом в окне Белого Дома, скрывается Трамп, который так же пытается задавить мешающие ему СМИ.