«Золотая перчатка»: За и Против
Der goldene Handschuh / Золотая перчатка
Режиссер: Фатих Акин
В главных ролях: Йонас Дасслер, Адам Боусдукс, Марк Хоземанн, Маргарете Тизель
Дата премьеры в РФ: 30 мая
В российском прокате — «Золотая перчатка», главный скандал Берлинского кинофестиваля-2019, прячьте ваших детей и младших родственников. Формально фильм базируется на одноименной книге немецкого писателя Хайнца Штрунка 2016 года о гамбургском маньяке Фрице Хонке, который игнорировал правила гигиены, много пил, водил после посиделок в баре домой женщин (как правило, бездомных или проституток), где насиловал их, убивал, а остатки тел прятал у себя в жилище. Режиссер Фатих Акин, впрочем, основательно выпотрошил биографию Хонки, чтобы расставить необходимые ему смысловые акценты. Однако пленных он не берет: быт убийцы картина описывает очень детально, в ней много насилия, грязи (во всех смыслах этого слова) и по-настоящему отталкивающих сцен.
Определенным маяком для Хонки (то есть буквально лучом света) в картине служит молодая блондинка небесной красоты, которую он случайно встретил неподалеку от непримечательного кафе. За ней ухаживает скромный и воспитанный парень из хорошей семьи, но девушка ходит сама по себе, ускользая как от него, так и от Фрица, который стабильно о ней мечтает. Судьба их упрямо не сводит, и Хонке ничего не остается, как коротать свои ночи в баре «Золотая перчатка», где обычно собираются люди, не обремененные высоким социальным статусом. Заведение, к слову, существует в реальности аж с 60-х и, думается, теперь туда можно водить полноценные экскурсии.
Конечно, подобный фильм не мог не вызвать острую реакцию — часть публики зажимает рты ладонями и считает все показанные в картине мерзости неуместными, а кто-то хлопает смелости режиссера и нарекает ленту прорывом в жанре. Мнения в нашей команде тоже разделились, поэтому мы с радостью обращаемся к нашей рубрике «За и Против».
За
Болевой порог в кино — вещь бесконечно интересная и измерение его высоты подчас заменяет весь прочий анализ. Чистое коварство: большинство зрителей не будет всматриваться в бездну, ей не до этого, нужно отвести взгляд и саботировать проверку рвотного рефлекса. Бездна же тем временем всматривается в зрителя, причем довольно пристально.
«Золотая перчатка» при ее достаточно топорной режиссуре легко могла бы провалиться в скучный психоанализ или бытовую зарисовку из серии «их нравы», но ее неожиданным образом спасает изящество концепции главного героя, без швов сыгранным Йонасом Дасслером. Тщательно вырисовывая фон — жуткая комната, эпической расхлябанности бар, давший название ленте, калейдоскоп женских образов, где белокурый ангел служит антитезой бесконечным бездомным ведьмам — Акин опускает вроде бы главное: травму.
Фото / IMDB
В исходной книге Хайнца Штрунка много деталей, за которые с радостью зацепились бы 9 режиссеров из 10: детский дом, сексуальное насилие в юном возрасте, неудачный брак. Акин аккуратно выдергивает все рыболовные крючки, ставля в центр грандиозное пустое место. Из фильма мы (почти) ничего не узнаем о прошлом Хонки, в чем надлом, есть ли там какой-то подспудный груз. Вся патология в итоге лезет из базовых желаний: тепло, секс, не чувствовать себя жалким и тд.
То есть человек в социуме — уже не дикое животное, но табула раса, на которой со временем узоры складываются в цветки зла. Для доходчивости в фильме дана линия с молодым парнем, тоже увлеченным мерцающей блондинкой: после в высшей степени неудачного свидания в злополучной «Перчатке» становится очевидно, что у него все в жизни дальше пойдет вкривь и вкось.
И то, как легко любой белый лист (или даже набросок) превращается в машину по производству трупов, пугает гораздо, гораздо больше, чем весь шок-контент. Зло всегда рядом, никакое оно не мистическое, а вполне бытовое и достаточно не туда протянуть руку, чтобы тебя схватили.
Мария Ремига
Против:
Премьера «Золотой перчатки» состоялась на Берлинале и еще до первого скрининга фильм начали называть младшим братом триеровского «Дома, который построил Джек». По всей видимости, немецкий режиссер решил переплюнуть своего датского коллегу. Вопрос: зачем? И все же, подобное сравнение должно быть лестным для Акина. К сожалению, «Золотая перчатка» не может похвастаться ни визуальной выверенностью, ни тонкой самоиронией, которая была у «Джека».
Фильм Триера — это гораздо больше, чем просто история об убийце. Это в первую очередь зеркало в творчество режиссера, а также его попытка порефлексировать над тем, что дали его работы миру, и что мотивировало его на их создание. При всех своих недостатках триеровский Джек несет какой-то месседж зрителю, а не просто кромсает людей тесаком.
Фото / Berliner Zeitung
Картина Акина же не стремится к подобным высотам, она в основном занимается тем, чего меньше всего ждешь от современного фестивального кино — эмоционально манипулирует зрителем: вызывает шок, отвращение, приступы тошноты. После такого погружения в высокое искусство рюмочка шнапса уже никогда не будет прежней, а на сосиски и вовсе смотреть не захочется (где-то сейчас радуется один маленький свин). Любые попытки найти что-то здравое и интересное за массой голых потных тел неминуемо приведут в тупик, но вы, конечно, можете попытать удачу.
Эффектное перевоплощение 23-летнего красавчика Йонаса Дасслера в Квазимодо поначалу поражает воображение, но потом понимаешь, что играть ему по сути и нечего. Дасслер — лишь раб в беспощадной киновселенной Акина, вынужденный пробивать свой потенциал под толстым слоем грима в перерывах между сексуальными играми и кровавыми побоищами.
Вместо того, чтобы продолжить линию теплых и человечных картин, как «Душевная кухня» и «Солнце ацтеков», Акин зачем-то снял уродливое и мерзкое кино, которое хочется смыть с себя в душе сразу же после просмотра. Цели по-прежнему остаются неясны, но вот результат предельно понятен: иди и не смотри.
Оля Смолина