«Фаворитка»: За и Против
The Favourite / Фаворитка
Режиссер: Йоргос Лантимос
В главных ролях: Оливия Колман, Рэйчел Вайс, Эмма Стоун, Николас Холт, Марк Гейттис, Джо Элвин
Дата премьеры в РФ: 31 января
Действие нового фильма греческого режиссера Йоргоса Лантимоса разворачивается в Англии начала XVIII века в период ее войны с Францией. Страной правит королева Анна Стюарт (Оливия Колман), которой помогает ее фаворитка, леди Сара Черчилль (Рэйчел Вайс). Из-за постоянных болезней и капризного характера Стюарт часто передает дела государственной важности своей подопечной, с которой делит не только власть, но и ложе. Привычный порядок вещей нарушает приезд новой служанки, кузины Сары по имени Эбигейл (Эмма Стоун). Девушка быстро включается в дворцовые интриги и делает все для того, чтобы занять место фаворитки королевы.
Изначально на роль леди Сары была утверждена Кейт Уинслет, однако она покинула проект, и ее место заняла Рэйчел Вайс. Кроме того, это первый проект Лантимоса не по его собственному сценарию.
Мнения по поводу картины в редакции сильно разделились, поэтому наша рубрика «За и Против», где мы стараемся дать два противоположных взгляда на фильм, снова в деле:
За:
Йоргос Лантимос впервые снял фильм не по своему сценарию, и ему это явно пошло на пользу. После того, как публика неоднозначно приняла «Убийство священного оленя», стало ясно: пора что-то менять. Его абсурдистские диалоги и пугающие персонажи не то чтобы приелись, но зритель к ним как-то привык и былой вау-эффект исчез. Тогда Лантимос сделал резкий поворот и снял истерически смешную историческую драму с невероятной тройкой главных героинь.
Оливия Колман, для которой это уже вторая в карьере роль королевы, закрепляет статус Ее Величества в кино. Ей каким-то образом удалось соблюсти идеальный баланс, изобразив ранимую и уставшую от всего этого дерьма Анну Стюарт трагичной и трогательно смешной одновременно. Как результат — урожай наград в этом сезоне, и этого мало, чтобы отметить безграничный талант актрисы. Рэйчел Вайс, одна из муз Лантимоса, снова killing it. Кто еще не успел попасть в плен ее харизмы, тот на этот раз точно не устоит. И не советуем сопротивляться, особенно если Рэйчел в это время держит в руках заряженное ружье.
У Эммы Стоун прошлый год был богат на сложных и многослойных персонажей (давайте не забывать, как она уделала всех в «Маньяке»). Ее Эбигейл втирается в доверие точно так же, как тот самый новый знакомый, располагающий к себе с первых минут общения, но спустя время показывающий свое истинное лицо. Если вы хотели увидеть Эмму не в роли обаятельной милахи, то заветный час настал. Еще в фильме очень классный Николас Холт — просто оставим это здесь.
Несмотря на резкие перемены в творческом процессе, Йоргосу удалось сохранить узнаваемый режиссерский почерк и сделать серьезный шаг вперед. Помимо того, что фильм бессовестно красивый и настраивает краситься как персонаж Холта на всю следующую неделю, он еще и настолько увлекательный, что погружает зрителя в водоворот событий с головой. Затяжная и гипнотическая (в прямом смысле слова) кульминация накаляет эмоции до предела и оставляет вас у погасшего экрана со жгучим желанием увидеть все это еще разок. Не сопротивляйтесь.
Катерина Карслиди
Против:
Циничный и дерзкий почерк именитого грека прослеживается во всех его работах — Лантимоса не спутаешь ни с кем другим. Тем удивительнее что он, решив сыграть на голливудском поле, впервые не писал сценарий самостоятельно, отдав это дело на откуп другим. Кажется, режиссер планировал перехитрить всех и сделать фильм «и нашим и вашим»: разыгранную по канонам костюмированную драму, но с фирменными приемами и черным юмором. Вот только где-то он просчитался, и в итоге мы получили совершенно типичную историческую ленту. Все лантимовские визуальные изыски, нижние ракурсы и прочие приметы стиля не вызывают восторга. Более того, кажется, что режиссер просто выполнял заказ студии, пытаясь угодить вообще всем. В итоге он потерял то, что взращивал годами в своих предыдущих фильмах — неповторимый стиль.
Дабы отвлечь зрителя от откровенно проходного сценария, создатели фильма придумали много громоздких, аляпистых декораций, которые поначалу восхищают, а потом ты, собственно, понимаешь, что служат они только для того, чтобы прикрыть дыры в сюжете. Куча бесполезных героев (да, это ты, Джо Элвин) ходят туда-сюда, имитируя бурную деятельность, чтобы зритель не дай бог понял, что история-то скучная. Хоть как-то на свет божий ее вытягивают Оливия Колман и Рэйчел Вайс. Первая своей мощной игрой дает понять зрителю, что ее героиня — не просто обиженная дама в депрессии: ее боль уходит глубоко корнями. Из сломленной многочисленными смертями своих детей и страдающей от недостатка внимания женщины она смогла превратиться в настоящую королеву и опору для всей страны. Рэйчел Вайс вторит ей, создавая образ сильной женщины, которой сложно признаваться в своих чувствах. Ее отношения с королевой — это действительно любовь, а не способ заполучить власть, как в случае с Эбигейл.
Кстати, про Эбигейл. Роль коварной карьеристки не удалась Эмме Стоун совсем. Ее героиня — однообразная, ей не сопереживаешь, ее даже не ненавидишь, поскольку она попросту никакая. Создается впечатление, что актриса заигралась в однотипных проектах и больше удивить ничем не может. Но она здесь не одинока: Лантимос на этот раз тоже не удивил. «Фаворитка» получилась топорной исторической драмой, где, как правило, все одно и то же: пышный декор, роскошные костюмы, прически и совсем немного по-настоящему интересных персонажей, которым стоило уделить больше внимания и экранного времени.
Мария Кордюкова